У древних греков три музы отвечали за театр. А для архитектуры не нашлось и одной. Вот и мы в нашей программе до обидного редко удостаиваем ее вниманием. Это даже к лучшему. То, что строят в Петербурге сейчас,  далековато от шедевральности. Несколько зданий, возведенные за последние 10-15 лет, «украшают» рейтинги самых уродливых сооружений страны. Но, скорее всего, причина в том, что это монументальное искусство  не принято так же свободно обсуждать, как кино, музыку, театр. Архитектура будет далека от людей, пока ей не сможет занятая каждый. Это времена уже не за горами. Не кажутся фантастикой истории про то, как дом печатают на 3Д-принтере. По мере развития технологий это станет занятием повсеместным и отражающим личный вкус, как сейчас дизайн интерьеров. В Главном штабе Эрмитажа 3Д-принтер печатает элементы проектируемых и уже построенных зданий. Это один из экспонатов выставки «Студия 44. Анфилада». Это архитектурное бюро в течение 12 лет занималось приспособлением этого сложного – скорее административно-жилого здания – к музейно-выставочным задачам. Все этапы и сложности работы изучала Дарья Патрина.

Новая Большая анфилада – сердце Главного штаба Эрмитажа. То, что с первого шага по Триумфальной лестнице напоминает: музей – храм искусств. Противовес казенности комплекса зданий Гражданских министерств, построенных Росси, где за роскошными ампирными фасадами скрывался чиновничий улей.  806 помещений:  департаменты, канцелярии, кабинеты, служебные квартиры. Вызов для архитекторов – превратить некогда присутственное место в филиал главного музея страны.

Большая анфилада соединяет все пять внутренних дворов восточного крыла. Над некоторыми повисает. Стеклянный луч длиной 200 метров, вписанный в покрытие пола – центральная ось анфилады. Она читается в любой день, но на время выставки ее усилили красным и продлили.

Между внутренними дворами восточного крыла, перекрытых теперь световыми фонарями – три зала-трансформера: синий, красный, зеленый. В обычные дни посетитель заметит лишь, что стены вдруг изменили цвет, или вдруг тот или иной зал выглядит уже, чем прежде… Во время проведения выставки момент трансформации можно будет наблюдать по несколько раз в день — в среднем, зеленом зале. На глазах изумленной публики экспозиции в считанные минуты сменяют друг друга. И видеть это можно с разных точек, включая верхние.

В соседнем зале откроют и световой фонарь, показывая возможности естественного освещения. Способности к трансформации здесь тоже используются, но технически. На оборотной стороне стен продолжают висеть «австрийцы» и «немцы» из особняка барона Штиглица. А внутрь зала смотрит временная экспозиция, смонтированная подобно иконостасу.

Реставрация восточного крыла продолжалась 12 лет. И даже сейчас некоторые архитектурные решения кажутся здесь созданными как будто «на вырост». Никогда прежде Эрмитаж не распахивал перед посетителями великолепные 12-метровые двери-порталы… А сейчас это может войти в традицию. И откроет новую веху в освоении созданного в Главном штабе музейного пространства.