В РОСФОТО – «100 фотографий» Анатолия Болдина. Мастера, которого называют человеком эпохи оттепели – самого «ласкового» времени советской истории. И в своих работах сохранившего этот дух на всем протяжении своего творчества. До наших дней. Документальная подлинность фотографии только кажется очевидной, даже в репортажных снимках реализм может быть критическим, магическим. Или ироническим. В периодике даже существовал такой жанр: «чтобы это значило?». На фотографии Болдина толпа зрителей прижалась к решетке – «Зоопарк». В общем ряду одинаковых лиц продавщица отдела игрушек и товар – «Куклы». Посетители ВДНХ пытаются влезть на памятник покорителям космоса – «Рядом с мечтой». Полный печальной иронии комментарий к человеческой природе из тех времен, когда люди не чурались морализаторства и совершенно серьезным образом обсуждали – как в «Пяти вечерах» Володина: «Можно ли считать неуспевающего студента моральным человеком?». Ироничный взгляд Болдин пронес через жизнь. И вот ее летопись. 100 фотографий мастера рассмотрела Анна Орловская.
Выставка
«Снимок без прикрас» – девиз, который помог инженеру НИИ Анатолию Болдину стать одним из самых известных фотографов СССР. А еще встать у истоков клубного движения советского фото. Его работы «Друзья», «Болельщики», «Бабушка и внучек» и многие другие вошли в золотой фонд и получили множество наград на родине и за рубежом. На первой масштабной петербургской выставке Болдина в музее РОСФОТО представлено 100 снимков, передающих яркий образ Советской России. А началось все в 1957 году с этой фотографии.
Анатолий Болдин, фотограф: «Я хотел бы когда-то сделать фотографию подобной силы, но до сих пор мне пока это не удается. Она какая-то символичная. Рыли котлован ребята, а я как раз вниз спустился и снял их. Это мои сокурсники».
Анна Орловская, корреспондент: «Вам удалось запечатлеть жизнь 60-х годов. Говорят, в этом плане – вы просто непревзойденный фотограф-документалист».
Анатолий Болдин, фотограф: «Во-первых, я не профессионал. Я технарь. Беря настоящую прессу, которая была больше пропагандисткой, там жизнь как бы приглаженная. А мы снимали жизнь. Жизнь такой, как она есть. Мы в МГТУ считались пионерами возрождения регби послевоенного. Здесь очень кульминационный момент, когда товарищ упал. И брызги в разные стороны! А чем она еще знаменательна, она обошла весь мир. Ходила по международным выставкам, на многих была».
Как бы то ни было, игру со зрителем принцип правдивости никто не отменял. Многие работы фотографа — это загадки со смыслом.
Анна Орловская, корреспондент: «Здесь не просто глыба грязи со снегом, это какая-то метафора. К слову, эта фотография начала 2000-х годов. Уже в цвете».
Анатолий Болдин, фотограф: «Как говорил историк фотографии Сергей Морозов, искусство фотографии – это искусство видеть. Вот мимо этой глыбы, я думаю, проходили сотни людей. И никто не обратил внимания. А я смотрю: «Господи! Такой профиль!». Я это сфотографировал все и назвал: «Памятник строителям четвертого транспортного кольца». Самое интересное, что четвертое транспортное кольцо в Москве так и не построено. А этот снимок я хочу сделать черно-белым. И я уверен, что он только выиграет от этого. Вот на этой работе какое-то красное пятнышко появилось. И ты смотришь на нее, а не на тот сюжет, который был снят».
Люди почти на всех снимках Болдина — улыбаются. Будто в старых добрых советских комедиях.
Анатолий Болдин, фотограф: «Я снимал тех, кого видел. И я люблю, да, я люблю жизнь. И люблю людей, которые меня окружают..»