В середине прошлого века Генрих Белль, немец, писатель-гуманист, лауреат Нобелевской премии написал роман «Бильярд в половине десятого». Для книги о войне нашел неожиданный образ. Его герой немецкий архитектор, оказавшись на войне, уничтожает архитектурные памятники своей страны, профессионально и без всякого сожаления: один из них — построенное отцом аббатство он взрывает без особой надобности за три дня до окончания войны. Это история о национальной вине Германии, но безотносительно другое.
Как навыки врача могут не только лечить, но и убивать, так и архитектор, знает не только как строить дома, но и их разрушать. Три сотни архитекторов жили и работали в блокадном Ленинграде. И военное время руководствовалось своими требованиями к их знаниям. Однако даже в новых резонах эти художники и инженеры находили способ не просто уберечь обреченные на уничтожение строения города, спрятать их и сохранить, но и продолжать создавать новое — навеки запечатлеть страшные страницы. Об этом новый фильм Максима Якубсона. С премьеры Дарья Патрина.
«Архитектура блокады» — четвертая глава в уже 10-летнем просветительском цикле «Сохраненная культура». В единый ансамбль создатели ленты собрали воспоминания потомков архитекторов блокадного Ленинграда, мнения историков, свидетельства жителей осажденного города, сохранившиеся документы, рисунки, эскизы. Казалось бы, что было делать архитекторам в городе, который планомерно подвергался уничтожению. Однако, их навыки и их таланты оказались необходимы для того, чтобы спасти и сохранить классический образ Петербурга-Ленинграда.