В театре «Суббота» завершился конкурс современных коротких пьес Stories. Само название подчеркивает интерес к простому, но важному искусству — рассказывать истории. В английском, кстати, даже есть такое слово story-teller — сказитель, сочинитель, короче тот, кто ее может придумать и рассказать.
Репутацию такого вот story-teller примеряет на себя главный режиссер театра «Суббота» Андрей Сидельников. С явной охотой он берется за истории современных драматургов, и делает это ярко. Из всех возможных постановок «Человека из Подольска» его история о человеке угодившим в плен к добрым полицейским мне показалась самой инфернальной. Борхес считал что сюжетов всего четыре: возвращение домой, поиск, осада крепости и самоубийство бога. То есть все перипетии произведений можно в принципе свести к одной из этих тем или их комбинации.
В финал конкурса Stories попали шесть работ, что наводит на мысль, что по меньшей мере две из них, если верить Борхесу, повторы. Впрочем, если уж шутить, то можно взглянуть на это еще печальнее. Как юморист Джером Джером, сказавший, что на свете есть только одна история. И эта повесть такова: «Жили когда-то мужчина и женщина, и женщина любила мужчину». Все новые истории внимательно выслушал Виктор Высоцкий.
Нам нужны новые пьесы — бросили клич как-то раз в театре «Суббота», и получили 470 текстов. Из килограммов руды нужно было получить крупицы золота.
Двенадцать читателей (евангельская ассоциация), расставляя оценки, отобрали шесть пьес по своему вкусу. Эти пьесы и вышли в результате к публике: одни в форме читки по ролям, другие — в виде более или менее поставленных спектаклей.
Жюри понравились самые разные по характеру творения. Такие, например, как «Коби Брайант», пьеса, в которой разыгрываются сценки из повседневной жизни молодежи 90-х, некоторые из них — на баскетбольной площадке. Не хочется думать, что название пьесы находится в мистической связи с последними грустными известиями.
Другой фаворит отбора — «Если вы меня не любите, я устрою побег». В основу этого первого драматургического опыта студента актерского факультета Ильи Якубовского легли интервью ребят с аутическими нарушениями из центра «Антон тут рядом».
Режиссеры, взявшиеся воплотить тексты в театральную жизнь, организовали вторую часть этого проекта – часть отчасти почти спортивную. На работу с актерами им были отведены буквально считанные часы.
Некоторые авторы сочиняли, находясь под явным впечатлением реприз в камеди-клабе и других попсовых телешоу, но разнообразие манер, очевидно, и держало внимание публики в течение двух дней, которые заканчивались еще и дискуссией с участием зрителей, авторов и постановщиков.
Само название проекта Stories несет на себе отпечаток одной из опций социальных сетей – истории в инстаграме или фейсбуке, в которых в течение суток можно видеть что-либо размещенное пользователями. Другое дело, что истории драматические планируются для более длительной жизни. Ну а там уже время покажет.