Пигмалион — не имя, а кочующий сюжет. Из мифов в литературу, из литературы на сцену, со сцены в кино. В очередной раз Борис Эйфман перенес свой балет на экраны, в очередной раз разыграв в жизни бессмертный сюжет. Какой? Для начала в двух словах, напомню древнегреческий. Там, точнее на Кипре, жил Пигмалион, жил одиноко, чурался женщин. Короче, сейчас мы бы назвали его социопатом. Ну и бог с ним, но он был царь — это важно. Поскольку с царями-социопатами случаются приступы особой креативности.
В один из таких Иван Грозный создал опричнину, а Пигмалион — женщину. Вернее — скульптуру из слоновой кости, а оживила ее Афродита. Так или иначе, Галатея стала женой царя и даже родила ему дочь. С отдаленных времен в этом видят истории о том, как художник превращает бесформенное в нечто лучшее, чем настоящее. В знаменитой пьесе Бернард Шоу даже дал парадоксальный ответ, как это делается. Профессор учит простушку говорить как графиня, и она становится ей. Другими словами, ты — это то, как ты говоришь, чудо — это язык. Борис Эйфман сначала перевел рассказ на язык танца, теперь же перенес его уже на язык кино. Сложности перевода в материале Анны Орловской.
Анна Орловская, корреспондент: «Как только не раскрывали античный миф о Пигмалионе. Писали пьесы, снимали мюзиклы. Мэтр Борис Эйфман пошел еще дальше, и поставив нашумевший балет «Эффект Пигмалиона», решил перенести его на большие экраны. В этих декорациях рождается нечто грандиозное».
Съемки одной сцены в несколько секунд длятся уже час. Хореограф, а на этот раз режиссер-постановщик, Борис Эйфман, требует идеального исполнения, как от артистов, так и от съемочной группы. Уловить камерой эффект присутствия в киноверсии балета – непросто, а зафиксировать любой недочет — на раз два.
Борис Эйфман, хореограф, режиссер-постановщик, народный артист РФ: «С одной стороны, мы стремимся сохранить хореографию, тот балет, который мы создали. С другой стороны, конечно, балет, перенесенный на пленку, смотрится иначе. Та живая, эмоциональная энергия, которая царит в театре, уходит. А что должно прийти взамен? Я думаю, что технологические возможности кино, которые позволяют вытащить крупный план, дополнительную динамику монтажа».
«Эффект Пигмалиона» — это современная история об отношениях чемпиона по бальным танцам и девушки «из низов». Это своего рода эксперимент. Борис Эйфман впервые обратился к комедийному жанру, а еще переобул танцовщиков, заменив пуанты на каблуки. Оператор-постановщик Федор Ордовский зачеркивает уже отснятые сцены. Для съемок такого масштаба он работает с техникой, используемой в Голливуде, и тщательно продумывает каждый кадр.
Федор Ордовский,оператор-постановщик: «Это наши раскадровки, которые я сделал ко всему балету, чтобы понять, какими кинематографическими методами мы будем переносить балет на экран. В обычном кино мы привыкли руководствоваться несколько иным подходом. Балет совсем другое: там, вроде, тоже люди, но поскольку их взаимодействие идет с помощью пластики рук, ног и движений, мы снимаем немного другими ракурсами, немного другими крупностями. И, конечно, это очень необычный опыт».
В кинобалете даже грим особенный. Артистам приходится гораздо больше времени проводить перед зеркалом. Исполнительница главной роли Любовь Андреева снимается в работах Эйфмана не в первый раз.
Любовь Андреева,солистка Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана: «Когда готовился сам спектакль, я смотрела и Чарли Чаплина, и «Мою прекрасную леди», чтобы просмотреть, кто как играет и найти что-то для себя. Тяжело, когда ты не видишь себя со стороны, и когда Борис Яковлевич видит все с экранов, он говорит — нет, это не так. Голову поверни меньше».
Борис Эйфман называет такое искусство пластическим кино. Оно разрушает границы между артистом и тысячами зрителей, сохраняет постановку в истории и позволяет рассмотреть балет словно под увеличительным стеклом. Прошлые киноработы хореографа были показаны не только в России, но и в США, Канаде, Австралии и Англии. Создатели «Пигмалиона» уверены — новую, уже седьмую картину, ждет не менее большой успех.