Ушел из жизни основатель театра «Буфф» Исаак Романович Штокбант. Всякий раз, когда нам выпадает печальный долг прощаться с людьми, бывшими явлениями, символами городской культуры, очень сложно подбирать слова за обычным скорбным перечнем дел и заслуг.
Неизбежный итог жизни подводит черту, которая гораздо убедительнее всех званий и наград, регалий и заслуг. Уже можно говорить просто и без оговорок, что прожил достойную жизнь и состоялся как человек и художник. Коренной ленинградец, он воевал за свою страну, танкист, мечтавший о театре, осуществил свою мечту, став режиссером. А став им, осуществил мечту каждого режиссера, основав свой театр.
Невесомое и симпатичное, словно слетающее с губ, сложенных в воздушный поцелуй, слово «Буфф» стало названием одного из самых необычных и веселых коллективов города. Серьезнейшим образом относился к легкомысленным жанрам и делал удивительно простой сложную задачу, развлекать людей, он оставил после себя память, спектакли, учеников. Вспомним еще хотя бы немногое.
Кажется, что в его жизни все было по накатанной. Получить разрешение на создание своего театра в годы тотального застоя и тотального контроля в далеком 83-м, а потом сохранить труппу в непростые 90-е. Театру дарят новую сцену, в зале неизменные аншлаги. Что еще нужно? А ведь на самом деле в судьбе Исаака Штокбанта все было не так просто.
Долгое время любовь к искусству была невзаимной. Все карты спутала война. В 18 его призвали в армию. В 19 отправили на фронт. За мужество на фронте, Штокбант получил орден Красной Звезды, но дотянуться до своей мечты он не мог. Сначала служба в танковых войсках, потом Военный институт иностранных языков. Если бы не решение Хрущева о сокращении армии, неизвестно знали бы мы режиссера Штокбанта. В театральный он поступает только в 35.
Красноярский ТЮЗ он делает одним из лучших театров страны, потом еще 7 лет работы в Петрозаводске. Но все это время его тянет в родной Ленинград. Штокбант пишет заявление по собственному желанию, фактически отправляясь в неизвестность. И тут помог случай: Штокбанта приглашают преподавать на Моховую. Его курс и становится тем самым театром с ярким названием «Буфф».
От беззаботной «Мандрагоры», которую играли неделю с аншлагами в БКЗ «Октябрьский» до пьес Островского — вот путь эволюции «Буффа». На распространено несерьезное отношение к своему театру Штокбант словно не обижался, а продолжал ставить по несколько спектаклей в год. Это были и произведения русских классиков, и мировая драматургия. Неизменно было одно — неповторимо ироничный и немного грустный взгляд на мир.
Теперь его нет с нами. И с ними — его артистами. Представить «Буфф» без Исаака Штокбанта пока невозможно. Как им жить теперь еще предстоит понять. Но впадать в уныние, Штокбант никогда бы не позволил. «Буфф» продлил ему жизнь. Он и был его жизнью все эти десятилетия. Теперь артисты должны продлить историю театра уже без своего мастера.