Особняк на Чайковского 28, больше известный теперь как Дом юриста. Ничем, на первый взгляд, не примечательный, типичный представитель архитектурного стиля конца XIXвека. Его отличает не шпиль или редкой красоты лепнина, а внутреннее убранство и загадочная история. В 300 тысяч золотых рублей этот дом обошёлся Варваре Петровне и Александру Фердинандовичу Кельхам.  Он – небогатый чиновник, имеющий дворянский титул. Она – наследница состояния сибирских промышленников, и может позволить себе абсолютно всё. Так что ещё больше средств семья вложила в реконструкцию и оформление своей резиденции.

НИНА ЖЕРВЭ,специалист музея истории СПбГУ:
Варвара Петровна, будучи по происхождению не дворянкой и получив дворянский титул при замужестве, она не хотела отставать от тех, кто задавал тон в петербургской обществе.

В моде того времени – женское непостояннство. Удача для тех, кто не может определиться с желаниями, главный тренд – сочетание противоречащих друг другу стилей. В таком духе оформляли все особняки Петербурга конца XIX века, но среди них дом Кельхов выделялся смелостью архитектурных решений. Вот – рыцарский зал, готическая столовая из резного ореха. Знамёна, фигуры лошади и оленя, обрамляющие камин, и два буфета, размером и формой напоминающие оргАны. За дверью – парадный кабинет в стиле барокко. И точная копия того камина, что стоит в ратуше города Брюгге. А следом – зал, оформленный в стиле Новое Рококо. Фисташково-золотые стены с белыми пилястрами. Одним словом…

НИНА ЖЕРВЭ,специалист музея истории СПбГУ:
Нету таких особняков у нас в городе, в которых бы столь разительно противостояли друг другу разные стили.

Но и есть и то, что предельно точно соответствует времени. Весь исторический Петербург украшают мифологические фигуры. Суеверные господа XIX века считали, что изображения чудищ и невиданных зверей охраняют их богатства. Химеры, драконы, грифоны присматривают и за сокровищами дома Кельхов. Может быть и потому почти все роскошные залы так хорошо сохранились. 

НИНА ЖЕРВЭ,специалист музея истории СПбГУ:
Вообще мне кажется, на таком материале можно снимать совершенно сумасшедший фантастический фильм детективного характера. Если раскрутить этот сюжет, какого-нибудь Бориса Акунина сюда запустить, дать ему в руки материалы — и вот тебе, пожалуйста, «Новые приключения Фандорина». 

Но фантастические твари и сокровища тайных комнат – всё это мистика. Учёных же привлекают загадки истории самой семьи. Одна из них – необъяснимый поступок хозяйки. В 1904 году Варвара Петровна бросила семью, забрав с собой бОльшую часть капитала. Видимо, женское непостоянство выразилось не только в оформлении интерьеров. Об этом вспомнил внучатый племянник Александра Кельха, впервые переступивший порог особняка своих знаменитых родственников. 

СЕРГЕЙ СУХОРУЧКИН,внучатый племянник Александра Кельха:
Трудно догадаться, какими они были людьми. Судя по их судьбе, и как Варвара удрала в Париж и прожила там долгие годы и ничего от неё не осталось… Она ж могла, в конце концов, искать и бабушку, и дядю Сережу, но я никаких следов от её участия не вижу.

В историях старых домов и населявших их когда-то людей есть что-то от русского романа. Почти как у Толстого. Все роскошные особняки похожи друг на друга. Но каждый особняк, наблюдавший сложную человеческую историю, пересказывает её потомкам по-своему.