Смысловая черта под прошедшим Культурным форумом звучала в названии фестиваля Jazz Across Borders. Все искусство не знает границ. И джаз — яркий тому пример. Когда-то этнически обусловленная музыка пустила ростки по всему миру, где выросли собственные корни и мощные кроны национальных школ, которые, тем не менее, прекрасно сходятся в один сет на общей фестивальной сцене. Двухдневная программа третьего форум-феста собрала звезд Европы. Среди них — немецкий виртуоз Тиль Бреннер. Из всех музыкальных жанров джаз мне кажется самым сложным для воспроизведения в повествовательной форме. Может быть в сложносочиненных стихах. Но может быть у корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Павла Богданова получится.
Тиля Бреннера называют самым популярным джазовым трубачом в мире. И сравнивают со знаменитым Четом Бейкером. Номинант Grammy и обладатель Echo Award Бреннер сам про себя говорит, что «не играет, а поет на трубе». Для него нет жанровых границ: он может исполнять и саундтреки к классике немецкого кинематографа, и даже вариации на песни Бритни Спирс. Плата за популярность — сдержанное отношение, которое он чувствует, выступая перед консервативной аудиторией.
«Джаз без границ» — именно так называется фестиваль, в рамках которого проходил концерт — это когда на всемирно известной сцене Петербургской филармонии выступает Московский джазовый оркестр, а солируют две звезды из разных стран — Игорь Бутман и Тиль Бреннер. При этом оба исполняют не только свои композиции, но и произведения друг друга. И это не случайно. Музыканты познакомились довольно давно, в 2012 году в Париже на Международном дне джаза. С тех пор десятки совместных выступлений по всему миру.
«Джазовая аудитория стареет, как и корифеи джаза». Это еще одна яркая цитата от Тиля Бреннера. Но смотря на публику и музыкантов на сцене Филармонии, можно с этим поспорить. LRK Trio — молодые исполнители: Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов. Их стиль называют «новым течением» современного джаза. Два года назад они выпустили сольный альбом, который мгновенно получил европейское признание. Это совсем другая музыка. Но это, несомненно, все тот же джаз, который по-прежнему собирает аншлаги по всему миру.