Петербургский скульптор Дмитрий Каминкер из художников той счастливой судьбы, когда люди знают работы, даже если не знают имя их создателя. Поскольку скульптуры эти создавались, как говорят теперь, «в контексте жилой городской среды». Он – сооснователь «Деревни художников» в Озерках, не говоря о других произведениях, вставших на городских адресах. «Гребец» – все там же, в Озерках. «Слепой» и «Организатор» – на улице Правды, «Крылатый морской конь» – перед Администрацией Приморского района. «Авиатор» – у входа в аэропорт Пулково. 

К 70-летию мастера в Мраморном дворце открылась его масштабная ретроспектива, живописующая разные грани его дарования. В центре города летающих камней и скрипящих статуй побывала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.

Его скульптуры украшают города: Санкт-Петербург, Новосибирск, Владикавказ. Гротескные и ностальгические, они создают особенную атмосферу. Как и здесь, в залах Мраморного дворца. Это вторая персональная выставка мастера в Русском музее за 20 лет. 

Елена Василевская, заведующая сектором скульптуры ХХ — начала XXI века Русского музея:
«Мы решили уйти от академического информпоказа по хронологии. Решили показать всю многогранность его пластических исканий и сюжетных образов. Получилось, что каждый зал как единая, отдельная инсталляция автора, которая показывает всю широту и полноту его творческих исканий из разных материалов: в бронзе, гипсе, камне и дереве».

А еще из бумаги, воска и картона. Вдохновленный античной мифологией и библейскими сюжетами, Дмитрий Каминкер создает настоящие произведения искусства. В Мраморном дворце представлено 12 работ из собрания Русского музея и около 60 – из мастерской художника. А вот эту серию еще не видел никто. Новые скульптуры Каминкер создал из утилизированных материалов. Нередко к своим работам он добавляет аннотации и строки из стихотворений, как, например, в этой композиции.

Дмитрий Каминкер, скульптор, член Союза художников России:

«Я был в Риме, в Американской академии искусств. У них такое правило: нельзя ничего оставлять академии, нужно все забрать с собой. Живописцы сворачивали холсты, а мне надо было сделать такую скульптуру, чтобы забрать ее в Россию. Как-то глупо! Я стал делать из картонных коробок. Весь мир завален картонными коробками, и дать им какой-то осмысленное применение – это важно и экологично. В конце разрезал и подарил по кусочку каждому участнику академии. 

Это что-то среднее между Пизанской башней и моей печкой в Шувалово. Вверху бюст какого-то грустного императора, здесь композиции бронзовые и стихи Лермонтова».

Сегодня скульптор представляет еще одну работу – «Фонтан взлетающих камней», созданный специально для сада Мраморного дворца.

Дмитрий Каминкер, скульптор, член Союза художников России:
«Эти камни были когда-то найдены в Петербурге. Сейчас это артефакты, которые красиво превратить в какую-то новую композицию при бережном отношении. Мы их не ломали, не пилили. Наоборот, сделали такую конструкцию из нержавеющей стали. Сейчас они как бы «выкалываются» из земли и взлетают в виде фонтана. Такой хайтек с археологией». 

Одной из первых на выставке появилась Людмила Марц. Сорок лет она заведовала отделом скульптуры ХХ века в Третьяковской галереи. Именно благодаря Людмиле Викторовне работы Каминкера появились в столичном художественном музее.

Людмила Марц, искусствовед:
«Я узнала его вещи, работы в 2000 году, когда в Москве состоялась его выставка. Кстати, единственная. Это было так прекрасно! Для меня, прослужившей 20 лет скульптуре, это было открытие! Открытие скульптуры, открытие видения. Я потом уже подумала, что это открытие другого художественного мышления! Его художественное мышление и сейчас, я считаю, самая большая загадка и достояние». 

В этом зале представлены проекты и эскизы памятников и монументальных декоративных произведений. Вот «Авиатор», что уже установлен в аэропорту «Пулково», только мини-версия. А вот и «Каменный гребец» из Шувалово. Остальные пока не заняли свои места в городском ландшафте. Например, эта композиция из гранита «Луна над письменным столом». Присмотритесь: может одна из этих скульптур однажды вам встретится.