Извечное противостояние двух стилей в отечественном искусстве. Почему, несмотря на этот спор двух столиц, ни одна из них не может жить и творить без другой? Репортаж Натальи Бандуриной.
Две столицы спорят с тех самых пор, как появился Петербург. Пытаются выяснить, где рождаются смыслы? Где они продаются, а где бескорыстно раздаются? В конце концов, где живет сама культура? Футбольный матч. Казалось бы, ну не на стадионе выяснять это? Но именно такую форму выбрали устроители выставки двух гениев, художников соцреализма.
В матче за первенство СССР участвуют художники: Александр Самохвалов и Александр Дейнека. На выставочном поле схлестнутся две команды: московской и ленинградской школы соцреализма. Счет пока не открыт, ждем начала игры. На плакатах – надпись «Красная стрела». В стиле советской рекламы поезда №1 в стране, но об этом чуть позже.
Наталья Бандурина,корреспондент: «За кого болеть? Ну, конечно, за Ленинград. Хотя в данном случае очень трудно занять чью-то сторону. Если Самохвалов идет в наступление, то Дейнека крепко стоит на воротах. Но все же они, скорее, пасуют друг другу».
Безусловно, эта выставка войдет в историю. Еще никогда творения двух гениев не делили одно вставочное пространство. Они всегда шли в одном направлении, но параллельными путями. И тот, и другой писали красноармейцев и шахтеров, физкультурников и метростроевцев, но так будто это были герои древнегреческих мифов.
Говорят, в этом матче не будет проигравших. Ничья? Нет, скорее, победа зрительского интереса. В самый первый день перед Манежем выстроилась очередь желающих понаблюдать за этим извечным поединком Москвы и Ленинграда.
Марина Гисич – галерист с мировым именем. На вопрос, где рождаются идеи и образы, в каком городе, уже давно себе ответила: конечно, в Петербурге. Здесь художники не зарабатывают, а создают.
Марина Гисич,галерист: «Я трепещу от этого города, это фантастический фокус в Европе, он аккумулирует традиции и сейчас он тоже революционный, прекрасная молодежь. Очень легко увидеть в «Сапсане» архитекторов, которые едут в Москву утренним поездом, и возвращаются домой вечерним. Так как мы были всегда отдалены от денег, то мы снобски к ним и относимся до сих пор в Петербурге. Художник работает в себя, работает в стол».
Но друг без друга эти два города существовать уже не могут. Процесс необратим часто, звезда, взошедшая на берегах Невы, переезжает в Москву, большие галереи предлагают большие деньги и ничего с этим не поделать.
Наталья Бандурина,корреспондент: «»Красная стрела», легендарный поезд, в 2016-м году отметил свой юбилей – 80 лет, его называли и называют поездом №1. Комфортабельный и современный, но для актеров и режиссеров – это еще и второй дом».
Вот именно этот поезд производит культурный обмен двух столиц. В этих купе репетировали, и до сих пор репетируют, актеры, Здесь, за этими столиками, вносят правки в сценарий режиссеры. Это, можно сказать, нейтральная территория, на которой споры утихают.
Поездная бригада Красной стрелы – это особенный экипаж. Даже под страхом смертной казни они не расскажут вам ничего о тех, с кем работают каждую ночь, с того самого момента, как без пяти минут полночь от перрона отправляется состав. Но лучших летописцев жизни московско-петербургского бомонда вряд ли можно отыскать.
В Москве у этого молодого, всего 28 лет, но знаменитого на весь мир граффитиста – Покрас Лампаса – много работ: роспись крыши «Красного октября», единственное, к слову художественное произведение в России, которое видно из космоса, тоннель соединяющий Курский вокзал и торговый центр, фасад новой Третьяковки. А в Петербурге всего одна работа.
Его самое известное творение в Петербурге называется «Дуализм», можно часами вглядываться в буквы и завитки, будто это какой-то шифр, разгадав который, можно узнать тайну двора-колодца.
Одна работа, при том, что своим родным городом художник считает именно Петербург. Говорит, здесь сложнее работать. Город разборчив в том, что ему предлагают в качестве новых направлений и художественных течений.
Покрас Лампас,художник: «Здесь сложнее, поскольку у города огромный исторический бэкграунд, и пространств, которые охраняются. И это была часть нашей дискуссии, как это изменить, повлиять. И я вижу, что развивается Дворцовая сама по себе. Если мы говорим о гармонизации пространств, то мне нравится то, что заброшено, взять».
Со времен Дейнеки и Самохвалова в отношениях двух столиц практически ничего не изменилось. Идеи, образы и смыслы рождаются на берегах Невы. Пути реализации и практического применения ищут, как и раньше, в Москве. Одни, уехав однажды из Петербурга, остаются в столице навсегда. Другие возвращаются, видя в этом единственный вариант для своего спасения. Балансируют в поисках гармонии между выгодой и творчеством. Но друг без друга две столицы существовать не могут. А поэтому «Красная стрела» и сегодня, и завтра – всегда пойдет по расписанию.