Откаты, хищения и невозвращенные субсидии: как наживаются на культуре и искусстве – в репортаже Елены Болдышевой.
«Он крал и ему было стыдно». Герои этого сюжета не похожи на персонажа «12 стульев». Борис Мазо. Бывший начальник имущественного департамента Минкульта. Не стеснялся покупать недвижимость в испанской Марбелье. Побережье аристократов и миллиардеров. Цены на виллы. В цифрах меньше шести нулей не бывает.
Иван Итурбе Карбахаль,политолог: «Испания упростила покупку недвижимости после кризиса. Теперь пожинает плоды. Русские сомнительные богачи стихийно покупают виллы. Испанцы возмущаются скоплению коррупционеров и своих, и чужих. А про русскую мафию ни один роман написан просто так».
А это — оперативное видео испанской полиции. Место действия — вилла Бориса Мазо. Комментарий к видео такой — обыск у одного из бывших высокопоставленных чиновников министерства культуры России.
Операция испанской полиции проходила по делу об отмывании денег. Но Борис Мазо и так был в международном розыске. В 2017 он бежал из России. Ведь Мазо один из главных фигурантов «дела реставраторов».
Из бюджета украли более миллиарда рублей. Деньги выделяли на реставрацию Псковского кремля и Академического театра, московских Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей, Музея космонавтики в Калуге, усадьбы Асеевых в Тамбове, башни «Кронпринц» в Калининграде и крепости в Изборске. На этом объекте схема вывода денег выглядела так.
Владимир Никитин,архитектор-реставратор (г. Псков): «Сразу же берут свой откат, который +20% от сметной стоимости. Скажем, округляем: там 294 млн. было, 60 млн. откат сразу же получают чиновники. Это миллионы, которые падают им с неба. Как манна небесная. С каждого объекта».
Лидером преступной группы в этом деле проходит бывший замминистра культуры Григорий Пирумов. Это запись 2014 года. Пирумов приглашает участвовать в общественном проекте.
Григорий Пирумов,фигурант «дела реставраторов»: «Идея реализации проекта «Мы родом из России» родилась примерно два года назад. Инициативная группа, в которую я тоже входил, начала обсуждать возможность привлечения большого количества людей к такой замечательной объединяющей идеи реставрации».
В марте 16-го за Пирумовым пришли. Он ключевой фигурант «дела реставраторов». Вот только по этому делу он и Борис Мазо вышли на свободу из зала суда. Пирумову зачли время под домашним арестом. Мазо получил условно. Но чекисты снова надели им наручники. Уже по «эрмитажному делу». Пирумов курировал строительство хранилища на Заусадебной улице.
А это пример другой реставрации. Большой Драматический Театр. Реконструкция стоила 6 млрд. рублей. Это торжественное открытие. А вот так здание выглядит после ремонта. Трещины на стенах. Вода в подвале. Регулярно затапливает трюм главной сцены. Сыплются кирпичи. Отвалилась акустическая панель. Возбуждено уголовное дело. Сумма хищений — 2 млрд. Фигуранты – компании «Балтстрой» и «ТДМ». Последняя занималась и стройкой новой сцены Малого Драматического театра на Звенигородской. Здания нет. Похищены 45 млн. Деньги выделяли на проектирование. Потратили на «Порше», «Лексус» и «Майбах».
А в июле сотрудники ФСБ пришли к Александру Бирюкову. Пару лет назад он был вторым человеком в Северо-Западной дирекции Минкульта по строительству, реконструкции и реставрации. Ведомство следило за ремонтом Интендантских складов. А вот результат. Это не черный ковер. Это плесень. В таких условиях хранили дорогие инструменты. Ведь именно сюда переехали музыканты консерватории. На время реставрации главного здания.
Полем пристального внимания силовиков в конце девяностых – начале нулевых были музеи. Кража Филонова в «Русском», хищение древних рукописей из Публичной библиотеки, коллекции японского оружия из Кунсткамеры, сабель из Этнографического. Список можно продолжить. По мнению экс-начальника «антикварного» отдела Уголовного розыска регионального Главка, почти 100% краж из музеев происходили при содействии сотрудников.
Владислав Кириллов,начальник «Антикварного» отдела управления уголовного розыска ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 2004 – 2014: «Если мы рассмотрим кражи, которые были совершены из музеев, то, как правило, это были преступления, которые были совершены благодаря внутреннему человеческому фактору, как это ни странно, на 98%. Очень важно техническое обеспечение охраны. Отслеживание взаимоотношений человека внутри коллектива в ходе работы».
Государственные субсидии на производство фильмов – еще один способ получения средств из бюджета. Не нужно возиться с подрядчиками. Предложи идею – забери деньги.
На субсидирование выделяют огромные бюджетные деньги. Но качество фильмов, если, конечно захочет посмотреть зритель, может вызывать сомнение.
На днях генеральная прокуратура возбудила несколько уголовных дел. В связи с невозвратом субсидий.
Александр Куренной,официальный представитель генеральной прокуратуры РФ: «Инициировано возбуждение шести уголовных дел и проведение тринадцати процессуальных проверок, как раз по поводу уклонения получателями субсидий возврата целевых средств».
Это лишь несколько путей извлечения бюджетных денег. Для тех деятелей, которые рассматривают сферу культуры не как возможность творить и созидать, а как способ увеличить количество нолей в суммах, оседающих на банковских счетах.