Гений творца поклоняется гению менеджера. Деньги как главное мерило искусства в эпоху кризиса и цифровизации. О чем ещё говорили на петербургском Культурном форуме – в репортаже Евгении Альтфельд.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Если посмотреть программу форума, заметно, что большая часть мероприятий посвящена финансам. Художник больше не может быть голодным и поиск ресурсов становится даже важнее самого творчества. Гений творца поклоняется гению менеджера».
«Разрушать нельзя сохранять» — на этой сессии даже мест хватило не всем. В названии дискуссии об архитектурном наследии ни слова о деньгах, но о них неминуемо заходит разговор. В Петербурге десятки опустевших дворцов, которые годами не находят инвестора. Для города с таким архитектурным наследием, которое требует миллиардных вливаний, инвестиции — вопрос не экономики, а сохранения или разрушения.
Сергей Макаров,председатель КГИОП Санкт-Петербурга: «В прошлом году на сохранение культурного наследия потратили 20 миллиардов рублей. Город жив, пациент себя хорошо чувствует».
О новых трендах и опасностях для искусства, которое становится бизнесом, говорили, по сути, на всех дискуссиях. Театральный режиссер Константин Богомолов считает, что культура стала товаром массового спроса. Не объектом искусства, а объектом купли-продажи. Это не хорошо и не плохо, это — новая реальность.
Константин Богомолов,режиссер: «Есть ощущение, что культура становится тем продуктом, той идеей, энергией, в которую люди готовы вкладывать деньги, культура может приносить доход, совершенно необязательно финансовый, это доход энергетический и цивилизационный, развитие людей. Одновременно это опасность культуры — продаваться. Но об этом надо говорить в любом случае».
В условиях новых технологий музыка — сфера получения прибыли, а молодежь — самый активный покупатель. Впервые на форуме обсуждают современную культуру. Ее звездой стал легендарный рок-музыкант Кен Хенсли, участник группы Uriah Heep. Который так часто бывает в Петербурге, что уже выучил самые важные слова.
Кен Хенсли,рок-музыкант: «Молоко и масло. Я столько раз был в Петербурге, в России, но пока ничего больше не выучил».
Говоря о классической музыке, зарубежные участники по-хорошему завидуют российским коллегам. Объемы государственного финансирования Мариинского и Большого театров даже не снились европейским музыкантам, говорит директор ассоциации британских симфонических оркестров Марк Пембертон.
Макс Пембертон,директор Ассоциации симфонических оркестров Великобритании: «Мы по-хорошему завидуем российским коллегам, так как у вас оркестры хорошо финансируются из бюджета. В Англии оркестры датируются лишь на четверть, остальное нам приходится зарабатывать самим, крутимся как можем. У российских оркестров совершенно иное положение».
Но основная тема — культурные коды, самоидентичность в эпоху глобализации. Страна-гость — Китай, и китайский, едва ли не третий официальный язык форума. Александринский театр вместе с Пекинской оперой создаст альтернативного «Евгения Онегина» на двух языках и с двойным составом персонажей. Китай — новое, безграничное поле для экспансии русской культуры.
Сонг Шен,президент Национального театра Пекинской оперы: «Это договор о совместной постановке. Мы, Театр пекинской оперы, хотим поставить историю из российской жизни. Хотим соединить две культуры и найти что-то новое. Это интересный проект для театрального искусства».
Говоря о финансировании искусства, Валерий Фокин отмечает: важно найти баланс, чтобы одно не подавило другое.
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Это вызов времени, примета времени, менеджмент необходим, но надо соблюсти баланс, потому что менеджмент может убить творчество, точно так же как творчество без менеджмента умрет. Как найти этот баланс — это самое сложное, что может быть. Поэтому то, что вокруг этого идут разговоры, это нормально. Почему у нас, к сожалению, директора возглавляют театры? Это от чего идет? От отсутствия способности творческого человека, который может параллельно быть менеджером».
Эрмитаж в рамках форума открыл выставку восточных экспонатов, которые были отреставрированы вместе с китайскими специалистами. Для директора Эрмитажа за три года этого проекта китайские термины стали даже привычнее русских.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «У многих вещей интересная история. Но еще более замечательная история — реставрация. Потому что это удивительный пример совместной работы наших реставраторов и китайских».
Первый азиатский филиал Эрмитажа откроется в Шанхае, виртуальные экспонаты покажут в 100 китайских деревнях. Участники другой секции обсуждали сенсационную продажу картины Бенкси за 12 миллионов долларов — успешный пример монетизации современного искусства. Сейчас никто не хочет повторить судьбу Ван Гога, который при жизни продал одну картину. Хотя писатель Михаил Зыгарь уверен, современная культура, будь то живопись или кино, могут сами себя прокормить.
Михаил Зыгарь,писатель: «Я считаю, что государство не должно финансировать искусство и культуру. Современной модели потребления культура и искусство в состоянии себя прокормить. Когда министр культуры говорит, что государство никогда не стало бы финансировать фильм «Джокер», фильм «Джокер» всегда найдет на себя деньги, русский джокер всегда найдет на себя деньги, нет никаких проблем».
В цифровую эпоху культура становится дешевле и доступнее, а значит, для успешной купли-продажи надо заботиться, прежде всего, о качестве своего искусства. Или контента, как говорят современные менеджеры.