В этом году Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» отмечает первый круглый юбилей — десять лет. Поклонники классического танца уже ждут, что ноябре в Петербург, как всегда, привезут спектакли, посвященные великому русскому импресарио. Напрямую с его именем связаны балеты, первые и легендарные версии которых были показаны в дягилевской антрепризе, и которые сейчас продолжают жизнь в новом видении. Впереди шокирующе-откровенный «Дафнис и Хлоя», ирландские танцы и скольжение по воде гениального Сабуро Тешигавара, а также бенефис Натальи Осиповой — о самых важных выступлениях ноябрьского смотра нам рассказала художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.
Александра Мымрина, корреспондент: «Как вам кажется, за 10 лет фестиваля изменилась ли ваша публика?»
Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум», заслуженный работник культуры РФ: «Я думаю, что, конечно, воспитали. И она меня настолько трогает и настолько я ей благодарна! Она очень разная. По части публики хочу сказать следующее. Первый фестиваль, 2009 год, я сижу в Александринском театре на Гала. За мной сидели две бабушки, которые, как я потом узнала — это такой клуб театральный, они везде и всюду бывают. И они все время шипели, ну что это?! Ну что это?! Теперь я вижу их на наших спектаклях! И они как-то подошли сказали — слушайте, ну вот как нам понравился такой-то спектакль. А я им — слушай, а я ведь вас помню! Даже такое бывает».
Александра Мымрина, корреспондент: «Тогда в 2008 году не было мысли, что вы слишком замахиваетесь? Писать постскриптум к самому Дягилеву?»
Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум», заслуженный работник культуры РФ: «Конечно, были. Пришло позже, когда обсуждали, как назовем фестиваль. Хотелось разбудить этот город, эту «спящую красавицу». Мною двигала любовь к Сергею Павловичу, к его детищу, интерес к нему! Для него главное — он хотел вернуться со своими Ballets Russes – показать и доказать всем, что он сделал. Нам, зная историю его жизни, хотелось, чтобы имя Дягилева появилось на афишах нашего города.В этом году 10 лет фестивалю, но это так, пустяк. Но 110 лет «Русским сезонам».
Мне хотелось посмотреть, живо ли это наследие? Что с ним делает мир? Вдохновляет ли мир? Оказывается еще как вдохновляет. Открывается фестиваль четырьмя балетами — «Посвящение Нижинскому». Все хореографы разные. И вы увидите, что музыка будет звучать та же, а совсем другие трактовки, принципиально! Например, «Петрушка» — вообще о мире моды, все куклы — манекены и среди них, казалось бы, бездушных, есть своя какая-то жизнь. И мы, может, в чем-то на них похожи».
Александра Мымрина, корреспондент: «Есть в программе «Идиот» балет по Достоевскому. Это что-то чрезвычайное?»
Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум», заслуженный работник культуры РФ: «Это чрезвычайное! И этот человек получит наш приз «Удиви меня!». Будет десятым, кто получит этот приз — 67-летний Тешигавара, японец, танцовщик, хореограф, педагог. Он сам писал, что невозможно поставить этот балет, этот мир перенести на сцену. И он решил, что будет танцевать один. Будет и князем Мышкиным, и Рогожиным. Это такое сочетание музыкальное, все-таки японцы — совершенно особые люди.
Он берет Баха, Дебюсси и простой вальс молодого Шостаковича. Музыка такая эмоциональная! Она как будто играет на струнах души. Ты как взял дыхание, ты его не выпустишь до конца спектакля!
Я, например, своих внуков возьму! Одному 10 лет, он не читал и не представляет. Но я ему стала рассказывать про князя, он сказал — да это Джокер! Представляете? Человек-изгой, странное, страшное существо. Я ему сказала, вот знаешь, Степан, есть еще Лев Мышкин — он тоже, он другой, никого не убил. В общем, стала рассказывать. И когда узнал, что мы пойдем на «Идиота», он сказал: ну раз ты, бабушка, говоришь, наверное, нужно сходить».
Александра Мымрина, корреспондент: «Наталья Ивановна, вы так эмоционально рассказываете про все составляющие фестиваля. Фестиваль — не то, что можно делать с холодным носом?»
Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум», заслуженный работник культуры РФ: «Фестивальное искусство подразумевает пристрастие, отбор! Ты должен быть увлечен этим и хотеть заразить этим. С холодным носом вообще ничего нельзя сделать! А что можно так сделать? Даже приготовить кашу нельзя».