Все знают, что весь наш город признан ЮНЕСКО культурным наследием человечества. Но есть в нем места предельной концентрации силы. Государственный Эрмитаж — бриллиант в короне Петербурга. Всемирно известный культурный бренд нашего города в этом году празднует юбилей. Ему исполняется 255 лет. И этот возраст он встречает в статусе глобального музея или, говоря словами его директора Михаила Пиотровского, серьезнейшего международного холдинга с выставочными центрами в разных уголках мира. 

Как видите, даже в глобализации есть что-то хорошее. В Амстердаме открылось представительство музея — никто не протестовал. В нашей стране у Эрмитажа уже были центры в Казани и Выборге. И вот появился новый — в Омске. 6 ноября прошло торжественное открытие центра «Эрмитаж-Сибирь». Это настоящее сердце культуры не только для Сибири, но и для соседнего Казахстана, откуда теперь можно ждать большой поток туристов. К открытию центра были подготовлены три выставки. Одна из них из собрания Государственного Эрмитажа «Сжимая рукоять меча…». Подробности — из рук Александры Мымриной.

Эрмитаж, как известно, «обширен и необозрим». Теперь в еще большей степени. Появиться здесь, в Омске, в более чем трех тысячах километрах от главной сокровищницы — Эрмитажу, кажется, было суждено. В здании, построенном петербургским архитектором Николаем Верёвкиным. На базе музея имени Врубеля, человека, также нашему городу не чужого. Но главное — Омск сам захотел, чтобы Эрмитаж «пришёл» в их город.

ФАРИДА БУРЕЕВА, директор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, кандидат исторических наук:
«Все очень просто, надо иногда мечтать и надо иногда что-то делать. Может, если бы наши коллеги из Новосибирска поднялись на этот проект — может, центр был бы и в Новосибирске. Но наш город и наш музей связывает с Эрмитажем долгая история сотрудничества. В советское время принимали неоднократно выставки из собрания. Мы сделали первый шаг — мы сказали, мы хотим. Я посмотрела, как это было сделано в Казани в 2010 году, тогда у меня закралась мысль, что надо делать».
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА, корреспондент:
«Вы себя чувствуете уже в семье эрмитажной?»
ФАРИДА БУРЕЕВА, директор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, кандидат исторических наук:
«Да. Это значит получать поддержку, помощь, совет. Нас многому учат, нам подсказывают. В каких-то вопросах мы новички, не будем скрывать. Наверное, только благодаря такой поддержке этот проект стал возможен».

Здание музея новые члены эрмитажной семьи в шутку называют «космическим кораблем» — из-за современного технического оснащения. На этом корабле — все условия для экспонирования графики, живописи, предметов из тончайшей ткани, уникальных археологических артефактов. И все это уже представлено на первой выставке из собрания Эрмитажа — «Сжимая рукоять меча…». Экспонаты которой без малого неделю добирались до Омска, чтобы сложиться здесь в причудливую историю оружейных традиций Востока.

ВСЕВОЛОД ОБРАЗЦОВ, научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа:
«Монтаж любой выставки, сложно всегда. Монтаж выставки, подобной нашей сложен втройне. Потому что все, что у нас есть, все надо крепить. Почти нет предметов, которые положили — и отошли. И тут хочется сказать большое спасибо коллегам из Омского музея, которые потрясающие профессионалы. Видно, что коллеги ждут этого события, что для них это не проходное, знаковое событие. Они сами повторяют, что все, послезавтра начинается новая жизнь».

Всего на выставке более 400 экспонатов — за ними история восточных культур, падений и взлётов целых империй. И, конечно, история самого Эрмитажа.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Это очень эрмитажная экспозиция. Она вся про Эрмитаж — музей русской культуры и истории. Весь этот арсенал начался с Николая I, царя-рыцаря, увлекался, собирал оружие. Это рассказ об оружии вне сражения, оружие как символ власти, как развлечение, как часть тренировок, охоты, детское оружие. Это сразу множество таких и открытий, и назиданий, что делает выставку универсальной, энциклопедической, имеющей стержень идеи, а не просто оружие, здесь такой клинок, здесь такой, что интересно коллекционерам».

Одна из самых умных эрмитажных выставок за последние годы — это высокая оценка от директора музея и, что важно, востоковеда Михаила Пиотровского. Эта выставка как Шахерезада, каждому зрителю расскажет свое предание. Кому-то о правителях прошлого, кому-то о близкородственных связях османских ятаганов и кавказских шашек, других — поразит красотой холодного металла. По-восточному глубокая и многослойная, красивое начало новой, и верится, долгой истории сибирского Эрмитажа.