Шум, смех, весёлые игры и жаркие споры. В такой атмосфере создаётся первый спектакль инклюзивного проекта «Здесь тихо!». Задача — объединить ребят, у которых нет проблем со слухом, с теми, у кого они есть. И вот парадокс, но тихо на таких занятиях не бывает никогда. Границы между двумя параллельными мирами, в которых, казалось бы, живут эти ребята стираются и они начинают общаться на одном языке.
Елена Пегушина,основатель и руководитель проекта «Здесь тихо!»: Театральная мастерская — это некая интерактивная площадка, где они могут познакомиться и встретиться со слышащим сверстником. Потому что в реальной жизни этим детям очень сложно познакомиться и как-то начать взаимодействовать. Самое первое занятие у нас было такое удивление, когда мы дали интерактив, их перезнакомили, они все перемешались. А через 30 минут мы уже видим, что слышащий парень совершенно спокойно задирает и хулиганит вместе со слабослышащим мальчишкой, у которого слуховой аппарат.
Первое задание — рассказать о своих увлечениях. Оказывается, это легко сделать и без слов. За 5 минут выяснили, что труппа подобралась на редкость творческая. Здесь, как в песне, и певцы и музыканты, акробаты и шуты. Теперь главное — разучить жестовое пение, чтобы облегчить общение и наполнить спектакль музыкой. Один из проводников в мир жестов для ребят — Жанна Зажигина. Её родители потеряли слух, поэтому ещё ребёнком Жанна освоила жестовый язык. В современном мире такой навык оказался нарасхват, ведь несмотря на обилие в XXI веке гаджетов и умных приложений, никто так не поможет слабослышащему человеку наладить контакт с окружающим миром, как сурдопереводчик.
Жанна Зажигина,сурдопереводчик: Я пришла в профессию не сразу. На самом деле это было моё хобби. Просто знакомые меня просили перевести и я помогала, когда было свободное время. Но со временем я поняла, что это очень важная для меня профессия и мне, действительно, это интересно и важно это делать, потому что в нашей профессии людей очень не хватает.
Жанна переводит всё: от разговора с банковским служащим до заседаний Международного культурного форума. Но особое внимание уделяет именно театральным проектам. С её лёгкой руки для слабослышащего человека происходящее на сцене перестаёт быть пантомимой, превращаясь, наконец, в настоящий спектакль. В детской же мастерской, — уверена Жанна, — ответственность ещё выше. Ведь получив уникальный опыт общения со сверстниками, эти малыши будут иметь больше шансов быть услышанными и во взрослой жизни.