В год великого голландца Эрмитаж решил привлечь внимание к одной из самых таинственных его картин — «Падение Амана». Таинственная она уже только потому, что вокруг ее сюжета несколько веков не заканчиваются споры.

Основная трактовка на сегодняшний день основывается на одной из книг Ветхого Завета. Считается, что Рембрандт изобразил Амана в момент, когда тот слышит приказ царя Артаксеркса оказать высшие почести его главному врагу — Мардохею Иудеянину. Аман покоряется судьбе.

В центре композиции — мужчина в богатом восточном одеянии с полосатым поясом, напоминающим платье японского покроя. На голове — тюрбан, оправленный золотом, камнями и пером цапли, в мочке уха — серьга. Это и есть Аман. 

Его эмоции отражены на бледном лице с опущенными веками. Ладонь руки прижата к груди, как в момент сильного душевного потрясения. С помощью рельефно положенной краски при изображении тюрбана художник усиливает эффект света, мерцающего на поверхности шелка и драгоценностей. Важный элемент — отрывистые черные линии поверх отдельных форм — придают характер незавершенности.

Справа, в глубине полотна, человек в царском облачении — Артаксеркс, слева — седобородый старец, чей образ на картине до сих пор не разгадан. Гений светотени, Рембрандт, изображает Амана на границе между темным задним планом и освещенным передним.

Что же вдохновило художника, никогда не покидавшего пределы Нидерландов, на восточные мотивы? Вероятно, переплетение творческого воображения с жизненными наблюдениями, а также личной большой коллекции старинных тканей, перьев диковинных птиц и иллюстраций из книг о путешествиях на Восток.