Когда во второй половине 70-х Красс Клемент нашел свой стиль, «уличная фотография» была прерогативой американцев. Именно их работами и вдохновился датчанин, добавив от себя характерную скандинавскую меланхолию и оперевшись на национальную традицию неспешного фланирования по городу.
Так, в созерцательных прогулках, Красс Клемент провел несколько десятилетий. И за это время создал портреты многих городов мира. А для своей первой персональной выставки в Петербурге, получившей название «Незримое пространство», отобрал только пять.
Красс Клемент,фотограф: «Фланер — человек, который гуляет по городу как будто без цели, но он восприимчив и внимательно наблюдает то, что происходит вокруг. Обычно фланер ничего не делает, но, если он фотограф, у него есть способ зафиксировать и выразить то, что он наблюдает.
Я концентрируюсь вокруг идеи сохранения интимности в публичных местах. Даже выходя на улицы, люди как будто сохраняют вокруг себя неприкосновенное личное пространство. Отсюда и название выставки. Кстати, люди и взаимодействуют друг с другом — через эти частные пространства.
Я выбрал пять городов. Париж, потому что он тесно связан с Петербургом, Коппенгаген — потому что мы ваши соседи, Москва — ваша столица, в Дублине очень похожая на Петербург атмосфера, а Бристоль — это один из моих последних проектов.
Я приехал в Москву, когда был путч. То, что вы видите в московской серии, происходило на окраине парка «Красная Пресня». Люди ждали траурную процессию, хоронили погибших участников тех событий. Я понял, что у меня появился шанс максимально точно передать атмосферу, которая царила тогда во всей Москве. Я хотел показать людей, переживающих глобальное историческое событие.
Мне нравится абстрактность черно-белой фотографии, я до сих пор предпочитаю работать именно так. Но сейчас черно-белая фотография получила налет сентиментальности, стилизации. Поэтому все чаще я перехожу на цвет, я хочу фиксировать реальный современный мир и современных людей.
Был момент — я учился в киношколе и даже снимал короткие метры. Но мне было сложно выразить себя в кино — слишком много людей, слишком долгий процесс, и я вернулся к фотографии, начал издавать фотокниги. И я создаю их по законам кино.
Я рассказываю истории, думаю о последовательности. Я вижу каждый кадр не в отдельности, а в связке с остальными. Фотография как способ повествования. И я надеюсь, что когда-нибудь мне удастся издать книгу о Петербурге».