Сергей Кривонденченков,ведущий научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XXI веков Государственного Русского музея: «Что нового на выставке? Конечно, новым будет весь художественный материал для целого поколения, потому что в последний раз такая масштабная выставка проходила 25 лет назад. Выросло целое поколение. Выросли и мы в рамках традиционных представлений о творчестве. К примеру, здесь впервые столь обширно представлен поздний период творчества Ильи Ефимовича. Появились новые работы, которые были куплены на аукционах.
Репин — не только великий живописец, мастер. Он — великий психолог. Здесь вечные идеи всегда будут привлекать интерес зрителя. Репин пропускал любой сюжет народнический, а здесь представлены произведения самые разные и центральные.
Конечно, «Не ждали» — казалось бы, исторические события, которые коснулись многих семей, он пропускает через человеческую душу. Как встречают вернувшегося после ссылки человека. Как встречают его родственники. Мы видим, что центральной фигурой является мужская фигура, и мы видим, что от взгляда множество ниточек соединяют этот смысловой центр с персонажами картины. И все выполнено на высочайшем уровне пленарной живописи, ведь картина писалась под Петербургом.
Но самое главное, смысл этого названия в том, что он когда-то покинул свою семью ради высоких идеалов и, наверное, обрекал на страдания и он вернется и это будет внезапно.
«Не ждали» — мы знаем вот этот вариант, а первоначальный образ был другим. Здесь мы видим испуг, вопрошающий взгляд. Первоначально у него был радушный взгляд. Раньше здесь был не мужчина, а женщина — здесь представлен один из вариантов и еще этюд, изображающий главного героя. То есть Илья Ефимович над каждой работой трудился, очень долго менял ее, и, как Иванов, старался найти вариант, который наиболее точно раскрывал идею произведения».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «Вы упомянули о других картинах народнического цикла. Я помню, что Чуковский называл Репина величайшим драматургом русской живописи».
Сергей Кривонденченков,ведущий научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XXI веков Государственного Русского музея: «Конечно, потому что каждое произведение Репина имеет свой контекст. Вот это ничего вам не напоминает? Группа собравшихся людей, освещенные лица — «Тайная вечеря», да, конечно. И тут представлены произведения, которые очень логично перетекают в религиозные произведения 70-80-х годов».
Вячеслав Резаков,корреспондент: «А насколько Репину была близка религиозная тема?»
Сергей Кривонденченков,ведущий научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XXI веков Государственного Русского музея: «Она проходит красной нитью. Он до конца обращается к ней, но раскрывает ее по-разному. Репин отстаивает старые принципы, и тема выбора всегда стояла перед ним».