Мясная пицца без мяса, органическое земледелие и полный отказ от пластика. О том, как Петербург пытается стать городом «осознанного потребления» — репортаж Евгении Альтфельд.
Экология, отказ от пластика, мясо без мяса — мировые тренды, которые обсуждают сегодня больше чем цены на нефть. И среди российских городов Петербург оказался в авангарде борьбы за осознанно потребление. Темы, которая стала еще острее после громкого выступления шведской школьницы Гретты Тунберг на заседании ООН. Эту речь восприняли неоднозначно, между тем, в Петербурге появляется все больше экологических проектов на грани бизнеса и социального эксперимента. Вот первый в городе магазин без упаковки. Гречку, специи, чай и даже дезодорант можно купить только вразвес и унести только в своей таре. Звучит непривычно, хотя еще лет 40 назад каждый ходил за сметаной с 800-граммовой банкой, а батон нес домой прямо в авоське. Теперь за экологичную советскую сумку готовы платить 300 рублей.
Ася Воронкова,основатель магазина без упаковки: «За год мы увидели очень большой рост понимания проблемы, я не знаю, кому еще на улице пакет не прилетал в лицо, мусора стало так много, так много упаковки, что объяснить уже стало просто».
Ася отказалась не только от пластика, но и от органического мусора. Овощные очистки она утилизирует прямо у себя дома, в ящике с червями. Мини версия компостной ямы в городских условиях.
Мясная пицца без мяса — инновационная разработка американских ученых впервые в России появилась именно в Петербурге. Это – растительное мясо, которое ни по виду, ни по вкусу не отличишь от обычной говядины, за характерный цвет, например, отвечает свекольный сок. Это не соя. В основе вегетарианской котлеты будущего — гороховый белок и длинный список секретных ингредиентов. Технологию держат в тайне, в нее инвестировали сам Бил Гейтс и Леонардо Ди Каприо.
Директор сети ресторанов угощает инновационной пиццей, ее продают по цене обычной пепперони, хотя стоит она гораздо дороже. Важнее дохода для ее создателей сделать экологичный продукт популярным. Замена белков и протеинов животного происхождения — растительными — главный тренд пищевой индустрии. И неизбежное будущее.
Александр Нигматуллин,генеральный директор сети ресторанов быстрого питания: «Уже через несколько поколений будет очень сложно прокормить, поэтому идут такие инновационные разработки, как растительное мясо. Мне как любителю мяса видится, что будет развитие по двум направлениям — выращивание мяса из клеток без убийства животных — 3D-печать, второе — заменитель мяса, растительный, но очень похожий по вкусу. Это уже не соевое мясо, его очень трудно отличить».
В запеченном фарше по рецепту Билла Гейтса белка даже больше, чем в обычной котлете для фаст-фуда. Тем более что в составе таких полуфабрикатов самого мяса не так уж и много.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Я соглашусь с теми, кто говорит, что это мясо без мяса не похоже ни на курицу, ни на говядину. Похоже на мясо неизвестного животного. Очень вкусно, но животное при этом не пострадало».
Ни одно животное не пострадало и при производстве этих ремней — кожа из кокосового волокна. Рядом стаканчики из кофейного жмыха — замена одноразовым, металлические трубочки для коктейлей и ручки из молочного пакета. Магазин проекта «Жизнь без пластика — прекрасна» словно музей диковинок. Каждый товар сделан из вторсырья — от многоразовых бахил до модных ботинок.
Олеся Бесперстова,основатель экологического проекта: «Эти ботинки созданы из обрезков джинсы, подошва из переработанных резиновых покрышек. По факту — это мусор, вторсырье. Просто показать покупателям, что можно из вторсырья создавать что-то новое».
За стеклом — веганское кафе, здесь готовят без мяса и продуктов животного происхождения. В кексах и булочках ни молока, ни яиц. Суть не только в этичном отношении к животным. По оценкам экспертов, животноводство наносит вред планете не меньше пластика и транспорта.
Геннадий Иванов,бариста: «Выделение метала в воздух от машин — меньше, чем от коров, раз в секунду исчезает кусок леса размером с футбольное поле. Мы разговариваем, и исчезает. На его месте вырастают поля для корма».
В таких кафе любой сотрудник — от повара до бариста — прочтет лекцию об экологии, а на кухне обязательно собирают отходы для утилизации. Темой осознанного потребления начинают заниматься и совершенно далекие от этой сферы люди. Владимир Масалаб — в прошлом офицер космический войск, вот уже 7лет занимается разведением червей для экологического земледелия. Дальневосточные черви лучше петербургских дождевых перерабатывают органические отходы в плодородную землю, на которой потом Владимир и его единомышленники выращивают огурцы, помидоры и перец. Без капли синтетического удобрения.
Владимир Масалаб,автор проекта «Экологическое земледелие»: «Это большое количество мелкий красных червячков, которые поглощают отходы равные своему весу в сутки и превращают в биогумус, то, что в природе происходит в естественных условиях. Чеки, бумага, картон – они все съедят в качестве таких домашних животных».
Авторы проекта экологического земледелия хотят популяризировать идею домашних грядок. Где искусственные удобрения заменяет компост, а солнце — лампы с особым спектром. И минимум вреда экологии. Ведь домашней клубнике, например, не нужен ни транспорт, ни упаковка.
Евгений Левин,автор проекта «Экологическое земледелие»: «Земле ничего не будет. И пластик когда-нибудь превратится в нефть, а мы, если не улетим с Илоном Маском, вымрем как вид. Поэтому мы привлекаем внимание к органике и тем процессам, которые нас породили».
Пока что подобные идеи большинство воспримет со скепсисом, но уже очевидно, что мировая экономика начинает борьбу за экологичное мышление. От миллиардера Билла Гейтса, который тратит свое состояние на разработку мяса будущего, до маленьких петербургских кофеен, которые дают скидку 15 процентов на кофе, налитый в свой, многоразовый стаканчик. Не говоря уже о триумфальном возвращении советской авоськи на петербургские улицы.