Едут, но не тратят. Петербург захлёбывается от потока туристов из КНР. К чему может привести такое нещадное эксплуатирование памятников культурного наследия? И где в городе на Неве находится настоящий чайна-таун? Репортаж Андрея Фёдорова.
Фотографируя каждый сантиметр на своем пути, очередная группа китайских туристов штурмует Екатерининский дворец. Гостей вежливо просят не задерживаться. На каждый зал всего по пять минут. За ними — еще больше посетителей и тоже из КНР.
Но главная цель еще впереди – янтарная комната. Ради нее тысячи китайских туристов в этом сезоне стояли в очереди по полдня. А вместе с ними россияне и гости из других стран, многим из которых поездка в Пушкин запомнилась вот такими видами.
Ольга Таратынова,директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»: «Дворец может принять только определенное количество посетителей. Это как в театре. Если там 1000 мест, там не может сесть полторы тысячи. Вместимость театра определеная. У нас есть цифра 800 человек – это та цифра, сколько посетителей может единовременно находиться в наших стенах. Вот мы и пускаем тех, кого можем. Это не безопасно, прежде всего, для посетителей».
И количество туристов из Азии явно будет увеличиваться. Последние статистические данные: за первое полугодие город на Неве посетило на 68 процентов китайцев больше, чем за тот же период прошлого года. А ведь это только 130 тысяч человек.
Население же всего Китая полтора миллиарда. И про Петербург, благодаря рекламе по местному телевидению и объявленной правительствами дружбе между нашими странами, теперь, похоже, знает каждый.
Но таким гостям в Петербурге будут рады далеко не все. Прежде всего, местные туристические компании, которых китайские гиды буквально выдавили с рынка.
Андрей Федоров,корреспондент: «Туры в Россию для китайцев продают по демпинговым, то есть заранее заниженным ценам. Часто даже стоимость авиаперелета намного дороже. Зарабатывают турфирмы уже здесь. Буквально на каждой экскурсии. Простой пример. Для меня посещение Эрмитажа обойдется в 400 рублей, а для моих соседей по очереди в 20 раз дороже. Оплатить, разумеется, нужно не в кассе, а нелегальному гиду и обязательно через мобильное предложение».
Они встречают своих сограждан, водят исключительно по нужным местам, кормят в своих ресторанах, и продают свою сувенирную продукцию. Например, тот самый янтарь, который становится священным для китайцев, только в автобусе, по пути из Царского села в многочисленные ювелирные магазины. Гиды уверяют: здесь он особый, магический. Правда стоит иногда несколько десятков тысяч долларов.
Константин Яхонтов,директор туристической компании: «Санкт-Петербург в данном случае выступает как определённый манок, куда можно заманить китайского туриста по очень низкой, а иногда и по нулевой стоимости, а потом любыми способами с него содрать деньги. И какой будет облик нашего города в глазах туристов — это последнее, что интересует гида-иностранца».
От такой преступной схемы страдает весь город. Китайские туристы серьезно увеличивают нагрузку на инфраструктуру и местные достопримечательности, при этом деньги в бюджет не поступают. И что с этим делать, пока не знают даже в Европе, которая столкнулась с теми же проблемами.
Максим Малецкий,экскурсовод г. Рим: «Китайцы не тратят деньги в Италии, все, что они заказывают, они оплачивают в Китае. У них много приложений и систем для этого. Деньги проходят стороной итальянскую финансовую систему».
Ольга Тарловская,экскурсовод г. Прага: «Поток китайцев в Чехию неуклонно растет. В связи с этим, многие города и замки повышают цены на входные билеты. Например, с весны стал платиться дополнительный налог в чешский Крумлов – по 650 крон».
Диана Раменская,экскурсовод г. Париж: «В Париже есть целые кварталы, которые теперь принадлежат китайцам, они даже выместили арабов из района Бельвиль. Если вы попадете в Париж и в Бельвиль, то увидите целый китайский город».
Андрей Федоров,корреспондент: «О том, насколько быстро Петербург перестраивается под азиатских туристов, можно увидеть на пересечении 14-й линии и Малого проспекта. Еще несколько месяцев назад здесь был только один китайский ресторан. Сейчас 4. И если пойдет такими темпами, то можно представить, как будет выглядеть Васильевский остров в скором времени.
Примерно так Чайна-Таун выглядит в Нью-Йорке, а может появиться и у нас. Предпосылки есть, та же, единственная в России газета на китайском языке выходит в именно Петербурге, а ещё в округе сотни кафе, парикмахерских и магазинов только для гостей из КНР.
Куриные лапки по 100 рублей, рядом еще один не менее удивительный экземпляр – свиная шкура, с щетиной».
Глядя на все это, сразу понимаешь, насколько мы разные. Но, опять же, китайскую кухню многие любят.
Переводчик У Бо живет в Петербурге уже 9 лет и знает ситуацию изнутри. Нелегальный бизнес не поддерживает, но уверен, что это необходимо. Петербург оказался не готов к встрече такого количества желающих узнать Россию. В пример приводит перенаселенный Китай, где таких очередей давно нет.
У Бо,переводчик: «Люди быстро проходят. Если больше 20 минут, то это уже считается неэффективная система. Ее надо перерабатывать. Но в Питере я не вижу такой системы. Надеюсь, что скоро появится. Потому что китайские туристы — это пожилые люди. Им тяжело стоять 3-4 часа. Но в большинстве мест они именно так стоят».
Как избавиться от очередей в музеях Петербурга, уже почти решили. Скорее всего, в городе применят европейский опыт – продавать билеты будут через интернет и на определенное время. А вот вопрос с нелегальными гидами требует поправок в законодательстве. Это значит, что образ нашего города в глазах китайских туристов пока в руках теневого бизнеса. И вряд ли он положительный.