«Ум женщины состоит из пластов, которые оставили там любившие ее мужчины». Феминистки бы разорвали Андре Моруа за такое наблюдение. Хотя, если вдуматься, что оскорбительного в том, чтобы учится у тех, кого любишь? Тина Модотти – меньшая икона феминизма, чем ее подруга Фрида Кало, но их творческие судьбы в чем-то схожи. Фриду вдохновлял ее муж Диего Ривера, Тину Модотти провозгласил своей музой классик американской фотографии Эдвард Уэстон. Другое дело, что Модотти была все же больше революционеркой, нежели художником. И если Фриду Кало сегодня полагают превзошедшей своего наставника, итальянка же не так давно поднята на флаг феминистского искусства. На выставке в РОСФОТО представлены ее снимки.
Ее жизнь – готовый байопик. Только потребуется расследовать «темные пятна» и разобраться в связях. Вслед за отцом, простым итальянским рабочим, она переехала в Америку. И уже играла главные роли в Голливуде, когда познакомилась с известным фотографом Эдвардом Уэстоном. Комфорту Соединенных Штатов она предпочла революционную Мексику, а карьере актрисы – увлечение фотографией. Только семь лет в Мексике – и никогда больше – Тина Модотти была профессиональным фотографом. И ее работы украшали обложки многих глянцевых журналов того времени.
Впрочем, долгое время ее воспринимали лишь как музу великих. Она была рядом с Уэстоном, обнаженной ее писал Диего Ривера, ею восхищался муралист Хавьер Герреро, в нее был влюблен основатель компартии Кубы Хулио Антонио Мелья. Да, Тину окружали яркие мужчины. И, возможно, поэтому так неожиданно для многих она сама оказалась самодостаточным художником.
В фотографии Тина Модотти начинала с чистых форм, следуя Уэстону. Но все же больше ее привлекала улица, там она чувствовала пульс жизни, там находила своих героев. После депортации из Мексики Модотти занималась только политической и общественной работой. Пять лет в начале 30-х жила в Москве, связав свою жизнь с Витторио Видали, человеком темной репутации. Но именно благодаря ему ее фотоархивы в середине 50-х вернулись из Москвы в Мексику, и уже там в 1989-м их обнаружил и опубликовал коллекционер Рейнхард Шульц. А нынешнюю международную известность Тине Модотти принесла ее соотечественница – Мадонна.
Отпечаток с негатива «Розы» Мадонна купила на аукционе за 165 тысяч долларов, сделав Модотти самым дорогим фотографом мира на тот момент. Отпечаток с этого же негатива – на выставке в РОСФОТО. Рядом с натюрмортами-символами Мексики, циклом работ о кукловоде и портретами красавцев-мужчин, окружавших великолепную и восхитительную женщину – Тину Модотти.