В Русском музее в эти выходные съели картину Репина. Собранная из конфет репродукция его полотна «Какой простор!» стала предвкушением выставки нашего прославленного художника, которая откроется уже в четверг. Надо сказать, что к Репину в Русском музее особое отношение, ведь перед его зданием стоит ему памятник. Вы сейчас думаете, что телевизионщикам все сходит с рук? Известный памятник – Пушкину. И автор его – Михаил Аникушин. Но дело в том, что сам разворот фигуры поэта позаимствован с картины Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Так что Репин в этом памятнике есть! Таким вот любопытным деталям посвящена наша постоянная рубрика. На этот раз мы отправились в репинские Пенаты, его усадьбу, которая находится в поселке Репино. Вы сами видите, что художник – повсюду.
В репинских Пенатах среда была праздничным днем. Большими компаниями на обед собирались гости: Горький и Чуковский, Маяковский и Есенин, Шаляпин, Глазунов. Места распределялись по жребию еще в гостиной. Первый номер становился председателем круглого стола. Он должен был «важничать и снимать крышки с кастрюль».
Центр комнаты занимает огромный стол. Его середина приводилась в движение при помощи специальных ручек. Так можно было поставить перед собою любое из блюд. Во время Великой Отечественной войны стол из усадьбы вывезти не успели, он был восстановлен позже. Благодаря сохранившимся элементам декора столешницы.
Еще одна деталь – меню августа 1911 года. В нем исключительно вегетарианские блюда: картофельный салат, репа в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами. С обратной стороны меню гости знакомились с прописанными правилами поведения за обедом и ставили подписи. Например, нельзя было произносить именные тосты или ухаживать за соседом.
Если гость нарушал какой-то пункт, то должен был подняться на трибуну в углу и экспромтом произнести короткую речь. По воспоминаниям современников, некоторые специально провоцировали Чуковского на нарушения правил, чтобы услышать его выступление. Или сам хозяин нарушал правила, а потому тоже оказывался оштрафованным, и с трибуны звучал его глуховатый басок.
Так шумно и весело проходили среды в репинских Пенатах – месте, тесно связанном не только с историей великого русского художника, но и всей отечественной культуры.