Судить зарубежную литературу – для нас занятие редкое. Скорее – наоборот. Сами ждем суда со стороны зарубежных наблюдателей. Странно, но факт: мнению иностранцев о себе мы предаем гораздо большее значение, чем собственному. Традиция начинается с известного произведения маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году». Остроумный пассаж оттуда до сих пор активно цитируется либералами: «Россия – замечательная страна, если бы не населяющий ее народ». Так ли важно, что Кюстин говорил не так. С другой стороны, в таких же наблюдениях мы ищем противоположное – курьезную некомпетентность. Как у Александра Дюма, который побывал в нашей стране и написал легендарное: «Под развесистой клюквой графиня Телега пила водку из самовара». Дюма этого не писал – так ли важно. Тогда и сейчас мы ждем все то же – верно подмеченных язв и комичной путаницы в деталях. В Мраморном дворце выставлены фотографии известного английского фотографа Барри Костона. Спустя 180 лет после Кюстина он тоже проехал по России и увидел ее «далеко не черно-белой». Иными глазами взглянул на свою Родину и Павел Богданов.
Пять поездок. От Белого моря на севере до Кавказских гор на юге. Впервые побывав в России с персональной выставкой в 2014 году, Барри Костон был настолько очарован нашей страной, что не мог не приехать вновь. Но уже с фотоаппаратом в руках. А точнее – с десятком камер. Именно столько техники всемирно известный фотограф возит с собой в каждое путешествие. Тысячи километров на самолете, но главное – сотни на ногах. Барри Костон за эти несколько лет увидел в нашей стране больше, чем многие из нас. Из каждой поездки Костон привозил сотни фотографий. 55 он выбрал для своей выставки. Например, фото сборщика меда в кавказских горах
БАРРИ КОСТОН, фотограф: «Что привлекло меня здесь? Разнообразие цветов. Это было похоже на радугу. Выглядело очень абстрактно, очень живописно. Да и этот человек был весьма дружелюбен. Вообще люди в России очень приветливы. Они, конечно, могут поначалу носить маску отстраненности. Но когда ты начинаешь говорить с людьми, а они с тобой, все барьеры падают».
Посмотреть на Россию без шор пропаганды. И даже в привычной линейке стереотипов – от храма до театра – увидеть новое, раскрасив страну неожиданными красками. Россия Барри Костона, действительно, совсем не черно-белая. В серых пейзажах обыденности этот уроженец Бристоля уловил какую-то невероятную энергию жизни, скрытую от наших глаз в рутине повседневности.
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал… Конечно, Барри Костон не знает эту песню Владимира Высоцкого. Но, случайно или нет, среди десятков снимков в парадных залах Мраморного дворца он вдруг выбирает один любимый и просит остановиться рядом с ним.
БАРРИ КОСТОН, фотограф: «Я увидел у подножия горы трактор. И увидел человека, сидящего на нем. Он был похож на героя фильма «Астерикс и Обеликс». А в руках у него был букет. Я не знаю, зачем ему были нужны эти цветы. Я попросил его позировать, а уже после того, как мы сделали фото, он неожиданно подарил цветы моей помощнице. У фотографов такие мгновения бывают раз в жизни. Это настоящий момент волшебства».
Выставка «Россия: далеко не черно-белая» после Петербурга отправится в Москву, Лондон и даже в Нью-Йорк. Десятки дипломатов и сотни пиарщиков не смогли бы рассказать о России лучше, чем человек с фотоаппаратом. Барри Костон обещает: это не конец проекта. Уже в следующем году он вновь приедет в нашу страну, чтобы отправиться в путешествие по Сибири и Дальнему Востоку.