Должны ли писатели говорить правду? Так курьезно озаглавил свой рассказ Джером К. Джером. В нем юморист убеждает: нет, читатели ждут от автора, что он будет им потакать, а если он сопротивляется, дают ему пинка и спешат на поезд, который отходит в 12.40. Весьма ощутимые пинки в разное время доставались вполне серьезным писателям. Ну, скажем, Набокова за «Лолиту» обвиняли в пропаганде детской порнографии. Джона Фаулза – в том, что его «Коллекционер» вдохновил маньяков похищать и запирать женщин в подвалах. К серьезному размышлению на эту тему обратился МДТ. В спектакле «Кровь книги. Флобер» состоялся суд над автором «Мадам Бовари». Выход в свет этого произведения стал в своей время поводом для настоящего процесса и обвинения в оскорблении общественной нравственности, в защиту которой всегда готово выступить государство. Дарья Патрина из зала суда и зала театра.

Судебные заседания порой напоминают спектакли. Так почему же спектакль не может иметь форму судебного заседания? И все же премьера в МДТ «Кровь книги. Флобер» – отнюдь не реконструкция знаменитого судебного процесса. Это еще одна попытка театра осмыслить: почему общество и государственные институты порой так болезненно реагируют на произведения искусства.

Суд над Гюставом Флобером и двумя издателями журнала «Ревю де Пари», где впервые был опубликован прекрасно написанный роман о супружеской неверности, состоялся в январе 1857 года. На тот момент «Госпожа Бовари» еще даже не вышла отдельным изданием.

Однако представители французской общественности уже успели оскорбиться. Цитаты из романа, который вошел в «золотой фонд мировой литературы», стенограммы судебного заседания, письма Флобера и фрагменты литературоведческих исследований – вот из чего соткан спектакль МДТ. Содержание первого романа Флобера оставалось пощечиной общественному вкусу даже в середине ХХ века. И так получилось, что скандальные истории вокруг ветреной госпожи Бовари затмили остальные произведения Флобера, которые были написаны с не меньшей тщательностью и были не менее вызывающими, чем его большой литературный дебют. И нет ничего странного в том, что современный российский театр задается вопросами взаимоотношениях художника с обществом государством. Ведь если в XIX веке главные прения разворачивались вокруг литературы, в XX пристальное внимание цензоров вызывало кино, то в веке XXI эстафетную палочку принял театр. 

В Малом драматическом история Флобера – вторая по счету после истории Пастернака в задуманном цикле спектаклей-исследований. В этом цикле нет прямых параллелей с сегодняшним днём, всего лишь повод задуматься, предложенный в ясной лаконичной форме и ограненный, как всегда, изумительной игрой додинских актёров.