На связи с программой «Хорошее утро» Дмитрий Баранов, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея.

Марианна Дьякова,ведущая:
Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. Этот праздник символизирует собой конец лета, преображение природы, начало осени. По тем же народным поверьям нельзя было срывать и есть яблоки до Яблочного Спаса, но в сам праздник их надо и освещать в церкви, и употреблять в пищу.
Михаил Спичка,ведущий:
Если на Яблочный Спас стояла сухая и тёплая погода, то зиму ждали тёплой. А если шёл дождь, то зима должна была быть холодной. Всегда ли в православных праздниках церковные традиции переплетаются с народными обычаями?
Дмитрий Баранов,заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея:
Практически всегда. Если бы этого не было, то многие праздники уже ушли бы в прошлое.
Марианна Дьякова,ведущая:
Как раньше праздновали Яблочный Спас?
Дмитрий Баранов,заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея:
С началом осени появлялось больше запретов — на купание, например. Из всех трёх церковных праздников Яблочных Спасов этот особенный. Когда люди шли на службу в церковь, раньше они освещали виноград, теперь яблоки. Люди поздравляли друг друга и сохраняли пост. Надо помнить, что это время поста.
Марианна Дьякова,ведущая:
А яблоки – это просто символ?
Дмитрий Баранов,заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея:
Конечно, это символ. Неважно, какой сорт яблок был под запретом. Главное, что его надо придерживаться.
Михаил Спичка,ведущий:
А это радостный праздник?
Дмитрий Баранов,заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея:
В честь чего не отмечали бы праздник, это всегда радостное событие. Значение слова праздник – порожний, праздный, пустой. С одной стороны, это остановка времени, жизни. А с другой стороны, временная точка, когда набираешься новых сил, чтобы жить дальше.