Впервые на фасаде Манежа вместо статичных афиш — светодиодные экраны. Они дают адекватное представление о том, что ожидает зрителей внутри.
А внутри — самая масштабная из тех, что были в России, выставка московской арт-группы AES+F — художников, четырежды участвовавших в Венецианской биеннале. После Ильи Кабакова их называют самыми известными и значимыми современными российскими художниками в мире.
Название группы AES+F — аббревиатура. Это первые буквы фамилий художников. Концептуальные архитекторы Татьяна Арзамасова и Лев Евзович и дизайнер-график Евгений Святский образовали группу в 1987 году. В 95-м к ним присоединился фотограф Владимир Фридкес.
В 2007-м они, пожалуй, первыми в мире обратились к формату «анимированной фотографии». Их видео — это сотни тысяч обработанных и последовательно сложенных фотографических кадров. Работа над каждым проектом занимает около двух лет.
Грандиозное пространство Манежа вместило 5 кинотеатров, фотографии, инсталляцию и скульптуры. Это не ретроспектива, но срез творчества AES+F за последние 20 лет. 8 магистральных проектов: от раннего «исламского», нашумевшего в мире в середине 90-х, до оформления оперы «Турандот» в Театре Массимо в Палермо, премьера которой состоялась в январе 2019-го.
Темы — от распространения ислама до феминистской диктатуры, а между ними — игра противоположностей в «Инверсо мундус», исследование агрессии в «Последнем восстании», утомительная роскошь в «Пире Трималхиона» и мающееся в чистилище аэропортов человечество в «Cвященной аллегории». И каждый проект ошеломляет. Наотмашь.
Свои футуристические картины AES+F создают, изящно жонглируя образами и темами классического искусства. Картины Беллини, античная скульптура, скандинавская мифология, «Сатирикон» Петрония, средневековые гравюры. Но иллюстрируют AES+F надежды и страхи современного человека.