Британские ученые доказали, что настоящие петербуржцы различают как минимум три десятка различных видов дождя. В июле 2019 года попрактиковаться в этих знаниях можно на фестивале «Опера — всем».
После ливня на открытии последовало продолжение. На сей раз зонтики понадобились не только слушателям «Майской ночи», но и музыкантам, что, впрочем, не помешало им исполнить это произведение Римского-Корсакова до последней ноты.
«Опера камерного стиля», «хороводное действо», «первая русская комическая опера» — как только ни называли «Майскую ночь». Но, несмотря на простоту сюжета и относительно скромные размеры, она привлекает разнообразием музыкального содержания.
На главные партии в разные годы претендовали выдающиеся оперные исполнители Федор Шаляпин и Сергей Лемешев. Наверно, секрет еще и в том, что литературная основа «Майской ночи» — «Вечера на хуторе близ Диканьки» — любимая книга Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков сюжет повести Гоголя изменил минимально, пытался сохранить даже разговорный текст, который там присутствовал в изобилии. Режиссёр этой версии «Майской ночи» Ольга Маликова также не стала существенно модернизировать каноническое либретто. Колорит Малороссии, русалки и гарные хлопцы — весь хрестоматийный набор на месте.
Мы привыкли воспринимать русскую оперу в парадигме грандиозных масштабов. Сюжет непременно из истории страны, а перипетии обязательно трагедийные. «Майская ночь» противоречит этим стереотипам, но зрителями воспринимается на ура. Вот уж действительно опера всем и для всех!