Светлана Крючкова для своего бенефиса в юбилейный сезон в БДТ выбрала роман французского писателя русского происхождения Эмиля Ажара «Вся жизнь впереди».
Это история 80-летней польской еврейки, мадам Розы, бывшей проститутки, чудом выжившей в Освенциме, которая воспитала арабского мальчика Момо. И это был очень личный выбор актрисы.
СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА,народная артистка России: «Я 25 лет назад прочитала этот роман. Почему мы влюбляемся во что-то? Объяснить это практически невозможно, а словами выразить тем более. Я влюбилась в этот роман. Я человек, родившийся на юге, в многонациональном дворе: евреи, русские, болгары, гагаузы, украинцы. Я никогда не делила людей на национальности. Когда я приехала в Россию, я вдруг услышала, что есть национальности и всякие обидные прозвища. Для меня это больная тема».
Почти четверть века Светлана Крючкова мечтала сыграть мадам Розу, которая подобно Ною собирает вокруг себя неприкаянных обитателей эмигрантского парижского квартала, безнадежно взывающих о помощи. Мечту воплотил Роман Мархолиа, режиссер, с которым она готова идти на любые эксперименты. На сцене БДТ они уже сделали весьма фантазийную версию «Игрока» Достоевского. И на этот раз историю любви Мархолиа рассказал как мистерию о жизни и смерти.
РОМАН МАРХОЛИА,режиссёр: «У меня было ощущение, что это мистерия какая-то, а не реалистический линейный рассказ. Даже в книге много воспоминаний, сновидений, страхов, фантазий, это в характере Ажара. Мне кажется, тон мы нашли правильный».
Этот яркий перформанс на фоне стены — символа страданий — соткан из шоу-эффектов, танца и музыки. Из снов, видений и страхов мадам Розы. А основа всему «Ветхий завет», цитаты которого как эпиграфы к каждой части спектакля.
ИВАН ФЕДОРУК,актёр: «Для меня прорезалась, родилась эта светлая любовь к этой женщине, которая стала мамой, и все окружение стало братьями и сестрами. И они также ему дороги. Но теряет он ту, которая стала его матерью. Здесь удалось выявить эту историю пронзительной любви».
Светлана Крючкова в этом спектакле — женщина, мудрее которой лишь господь Бог, обладающая редким даром любить. И эту заповедь актриса передает в зал.