15 музеев и 5 частных собраний в корпусе Бенуа впервые представляют масштабную выставку «Союза молодежи». Того самого, что был первым в России художественным объединением авангардистов.
Официально «Союз» был зарегистрирован в Петербурге в феврале 1910-го, то есть раньше, чем знаменитый московский «Бубновый валет». В уставе «Союза молодёжи» четко значилось, что объединение создано для «ознакомления с современными течениями искусства и развития эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью».
Большой мемориальный зал посвящен Иосифу Школьнику, бессменному секретарю «Союза молодежи». Монографические стены – Матюшину, Гуро, Шлейферу, Спандикову. Масштабно представлена Москва: Ларионов, Татлин, Гончарова, Машков. В рамках «Союза молодежи» две столицы определенно дружили. Вступить в «Союз» было легко, впрочем, так же, как из него выйти. Поэтому состав участников менялся бесконечно. Все художники были молоды, средний возраст около 30-ти. По уставу общество существовало на ежемесячные членские взносы размером в один рубль. Однако нет никаких данных о том, что хоть кто-то эти взносы платил.
Финансирование неакадемического современного искусства полностью возложил на свои плечи отпрыск богатого купеческого рода Левкий Жевержеев. Он оплачивал организацию выставок, которых за четыре года активного существования «Союза» прошло целых семь. Финансировал театральные постановки, включая легендарные премьеры трагедии «Владимир Маяковский» и футуристической оперы «Победа над солнцем». Издавал теоретические книги, устраивал искусствоведческие диспуты, а порой просто субсидировал художников. Большие полотна раннего Филонова, как, например, «Пир королей», появились именно благодаря жевержеевским субсидиям. Так что Союз молодежи стал еще и первым художественным объединением, получившим своего мецената.