На сцене концертного зала Мариинского театра — настоящий музыкальный раритет. «Карлик» Александра Цемлинского словно хорошее вино. Со временем становится вкуснее и насыщеннее.
Премьера оперы состоялась в Кельне в 1922 году. В Европе о ней вспомнят только в конце 80-х годов XX века. В России ее впервые поставят на сцене Концертного зала Мариинского театра лишь в 2019-м. На подготовку было совсем мало времени. Настоящий вызов для Академии молодых певцов театра.
Специалисты в один голос говорят: этот музыкальный материал уникален. Ведь Цемлинский — настоящий мастер оркестрового письма, такого переменчивого и такого чувствительного к психологическим аспектам драмы. Последователь Вагнера и Штрауса, он должен был занять свое место в музыкальной истории Европы. Но судьба его главного творения, как и самого композитора, драматична. После премьеры Александр Цемлинский будет жить фактически в безвестности.
Леон Бонстайн,дирижер (США): «Цемлинский был из поколения тех композиторов, чью карьеру прервал приход к власти Гитлера. Ведь он был еврей и к тому же ассоциировался с современным искусством, которое так раздражало нацистов. В середине 30-х его постановки пропали с немецкой сцены, а международной репутации у него еще не было. Он эмигрировал в Америку. Но остался там в полном одиночестве и в абсолютной бедности».
«Карлик» основан на сказке Оскара Уайльда «День рождения Инфанты». При этом немецкий либреттист Георг Кларрен внес в оригинальный текст значительные изменения. Инфанта из 12-летней принцессы в версии поклонника Фрейда Кларрена становится красивой молодой девушкой, а Карлик из бессловесной куклы — сочинителем песен. Он шут, он арлекин, «он просто смех». Но об этом не знает. Ведь своего уродливого отражения в зеркале он никогда не видел. А впервые увидев по злой воле принцессы, умрет от разрыва сердца.
Партия Карлика сложна и вокально, и эмоционально. В версии Цемлинского — он настоящий героический тенор, в котором при желании можно увидеть почти вагнеровский пафос и надрыв.
Павел Богданов,корреспондент: «И это неслучайно. Ведь история автобиографична. Александр Цемлинский сам страдал от неразделенной любви. Первая красавица Вены Альма Шиндлер предпочла ему Густава Малера. Сто лет назад этот своеобразный сеанс психотерапии большого восторга у публики не вызвал. Интересно, как будет на сей раз?»