На сцене концертного зала Мариинского театра — настоящий музыкальный раритет. «Карлик» Александра Цемлинского словно хорошее вино. Со временем становится вкуснее и насыщеннее.

Премьера оперы состоялась в Кельне в 1922 году.  В Европе о ней вспомнят только в конце 80-х годов XX века. В России ее впервые поставят на сцене Концертного зала Мариинского театра  лишь  в 2019-м. На подготовку было совсем мало времени. Настоящий вызов для Академии молодых певцов театра. 

Специалисты в один голос говорят: этот музыкальный материал уникален. Ведь Цемлинский — настоящий мастер оркестрового письма, такого переменчивого и такого  чувствительного к психологическим аспектам драмы. Последователь Вагнера и  Штрауса, он должен был занять свое место в музыкальной истории Европы.  Но судьба его главного творения, как и самого композитора, драматична. После премьеры Александр Цемлинский  будет жить  фактически в безвестности.

Леон Бонстайн,дирижер (США):
«Цемлинский был из поколения тех композиторов, чью карьеру прервал приход к власти Гитлера. Ведь он был еврей и к тому же  ассоциировался с современным искусством, которое так раздражало нацистов. В середине 30-х его постановки пропали с  немецкой сцены, а международной репутации у него еще не было. Он эмигрировал в Америку. Но остался  там в полном одиночестве и в абсолютной  бедности».

«Карлик» основан на сказке  Оскара Уайльда  «День рождения Инфанты». При этом немецкий либреттист Георг Кларрен внес в оригинальный текст значительные изменения. Инфанта из 12-летней принцессы в версии поклонника Фрейда Кларрена становится красивой молодой девушкой, а Карлик из бессловесной куклы — сочинителем песен. Он шут, он арлекин, «он просто смех». Но об этом не знает. Ведь своего уродливого отражения в зеркале он никогда не видел. А впервые увидев по злой воле принцессы, умрет от разрыва сердца. 

Партия Карлика сложна и вокально, и эмоционально.  В версии Цемлинского — он настоящий героический тенор, в котором при желании можно увидеть почти вагнеровский пафос и надрыв. 

Павел Богданов,корреспондент:
«И это неслучайно. Ведь история автобиографична. Александр Цемлинский сам страдал от неразделенной любви. Первая красавица Вены Альма Шиндлер предпочла ему Густава Малера. Сто лет назад этот своеобразный сеанс психотерапии большого восторга у публики не вызвал. Интересно, как будет на сей раз?»