Как большое кино раскололо тихий мир карельской деревни? И почему та же кинокомпания, которая своими декорациями зимой изуродовала реки и каналы Петербурга, теперь хочет устроить пожар в Карелии? Репортаж Антона Цумана.
Карелия. 500 километров от Петербурга. Деревня Кинерма будто затерянная среди лесов. Но покой Кинермы уже нарушен. Здесь полным ходом готовятся к съемкам нового фильма Никиты Михалкова.
И всё бы ничего, если бы жители деревни не узнали о съемках уже пост-фактум. Да и рабочее название картины тревожное — «ОГОНЬ». Вот, кстати, кадры из презентации этого фильма в Фонде кино. Даже по этой пока ещё раскадровке можно представить, насколько масштабными будут съемки.
Узнав, что на совхозном поле режиссер фильма Алексей Нужный собирается в прямом смысле «зажечь», жители Кинермы буквально оторопели. Ещё свежи воспоминания о том, как в соседней Кондопоге в прошлом году сгорела деревянная церковь 17 века.
Ольга Гоккоева уже давно занимается восстановлением и сохранением старого быта карельской Кинермы. Её родовой дом, построенный ещё в позапрошлом веке, сегодня украшен этими самодельными баннерами.
Кинерма по современным статистическим меркам — деревенька совсем микроскопическая. Всего шестнадцать дворов, из которых постоянно проживают лишь в трех. Остальные дома — дачные владения. Правда, с оговоркой. Каждый дом в деревне, впервые упомянутой ещё в 1563 году, — в прямом смысле историческая ценность. А если не обращать внимания на электрические провода и спутниковые тарелки, кажется, что время здесь остановилось вовсе.
Анна Кузнецова одна из шести постоянных жителей Кинермы. Её предки поселились здесь более двухсот лет назад. И она здесь, так сказать, хранитель традиций. Даже на огороде работает по старинке — сохой. Но на интервью всё же приоделась по-городскому.
«Ома коди» Анны Ивановны ближе всего к будущей съемочной площадке. Тоже украшен так, чтобы точно в кадр не попасть. Одна только мысль о съемках с применением открытого огня по её мнению просто преступление.
С этими съемками вся жизнь Кинермы буквально раскололась напополам. Старейший житель деревни Иван Ершов теперь пасет своих коз как можно дальше от дома. Они стали настолько пугливы, что Иван Алексеевич старается даже лишний раз не выпускать их из сарая.
В отличие от жителей Кинермы, главу Пряжинского поселения о съемках студия «ТриТэ» всё же предупредила. Мы показали ему наш сюжет, который снимали в феврале этого года. О том, как съемочные группы некоторых фильмов порой бесцеремонно ведут себя на реках и каналах, а так же в парадных Петербурга. Но глава уверен — всё пройдет под строгим контролем и деревне не навредит.
Но жителей Кинермы такие обещания не успокаивают. И неудивительно — это уже третий фильм за 5 лет. Однажды киношники засыпали песком единственную дорогу — для кадра. Сняли, уехали, а убирать пришлось жителям. Поэтому съемки здесь иначе как головной болью не называют.
Несколько лет назад здесь стояла советская бетонная автобусная остановка. Но во время съемок очередного фильма её снесли. Впрочем, это можно даже назвать положительным моментом. Вскоре здесь появилась вот такая, более аутентичная. Потому что по правилам остановка здесь должна быть. Даже если последний рейсовый автобус проезжал здесь лет 10 назад.
А вот автобусы с туристами заезжают в Кинерму почти каждый день. С одной стороны, 4000 туристов в год — не такая уж большая цифра. Но в расчете на каждого из 6 жителей — целый поток. Надежда Калмыкова, что называется, заведует здесь туриндустрией. С национальным колоритом. Вот, например, знакомство с калитками — образцом карельской кухни.
Да, не все жители рады такому вниманию туристов. Слишком ценят здесь сложившийся за столетия тихий жизненный уклад. Но с ними готовы мириться — как-никак это деньги, которые отчасти поддерживают существование деревни. А вот кино, по мнению Надежды, приносит больше проблем.
Пока остается лишь с тревогой ждать начала съемок, которые стартуют уже в середине июня. Студия ТриТэ обещает обойтись без сильного пламени. МЧС Карелии обещает надзор. Можно сказать, что эта деревня — одна из десятков деревень на карте Карелии. Но эта сохранила уклад, который складывался веками. Вот что самое ценное, зачем сюда едут туристы со всего мира. Вот чем нужно дорожить, а не рисковать ради одного эффектного, дорогого, кинематографического плана. Каким бы «огненным», во всех смыслах он ни был.