О курьерах, которые доставляют еду, условиях труда, штрафах и несчастных случаях на работе — репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, и продолжим тему "трудно быть молодым". Наверное, многие из вас, уважаемые зрители заметили, что в последнее время улицы города буквально усыпаны человечками в длинных жёлтых плащах и с большими жёлтыми коробами. Жёлтых много. Но они не единственные. Огромное количество компаний сейчас как агрегаторы предоставляют эту услугу — доставка еды. Рестораны отправляют заявку своего клиента в компанию агрегатор. Те её переправляют человечкам в жёлтых плащах, а они уже из ресторана доставляют её клиенту. Схема, которая была использована Убером в организации системы перевозки с помощью такси.
Но видите — уберизация всей страны продолжается! Интернет-агрегаторы теперь от такси перешли к доставке еды. А что скрывается за красивыми рекламными объявлениями об устройстве на работу курьером? И почему так легко попасть в эту систему, и так сложно её покинуть? Об этом — в репортаже Евгении Альфельд, которая примерила на себя спецодежду жёлтых человечков».
1494 — цифра на фирменной сумке. Под этим номером Дмитрий Соколовский полгода бегал по Петроградской стороне, доставляя еду.
— Когда проходишь обучение, рассказывают, как ставить суп, чтобы не пролить, как ставить пиццу.
— Сколько заказов одномоментно?
— О, много…
Он приехал в Петербург с Камчатки учиться на судоводителя. Денег на жизнь не хватало, решил устроиться курьером.
Дмитрий Соколовский, курьер: «Я поговорил по телефону, мне скинули тест, потом, если вы прошли, и вам назначают собеседование. Что можно и что нельзя. И если тебя берут, то все».
Дима выбрал минимальную занятость — 4 часа после учебы, ходил пешком. Говорит, старался воспринимать это как экскурсию, возможность узнать город. Несмотря на постоянное напряжение, работа курьера — это гонка, где на счету каждая секунда, иначе будешь в минусе.
Дмитрий Соколовский: «Бывает, возьмешь заказы, час пик, рассчитать, чтобы не было пробок. Бывали случаи, когда ты опаздывал. А надо быстро все успеть. Если ты принес остывшую еду, клиент жалуется, а сам не пришел. Штраф — тысяча – две тысячи».
Минимальная смена — 4 часа, оплата 70 рублей за час и столько же за один заказ. То есть за минимальную смену, если в час будет по 2 заказа, можно заработать 1400 рублей. Если повезет, дадут чаевые.
Кстати, даже если жарко, куртку снимать нельзя, за это тоже штраф. Курьеры — отдельное сообщество из тысяч человек, со своей кастовой системой. Мой заказ из суши-бара привезла девушка на машине — это элита. Тех, у кого нет водительских прав, называют «пешиками».
— Если на самокате или велике — то реально, а так — ноги отвалятся.
— А заказов много бывает?
— По-разному. Бывает 20, бывает 8.
Для многих такая работа — основной заработок, они выбирают максимальную загрузку — по 10 часов в сутки без отдыха. Как Артык Орозалиев. Прямо во время доставки заказа у него остановилось сердце. На глазах у прохожих Артык замертво упал с велосипеда. Как рассказали его коллеги, супервайзер, то есть начальник смены, не разрешал Артыку даже небольшой перекур.
Тут же появился флешмоб под хештегом «смерть». И сотни комментариев других курьеров:
«Отношение к работникам — как к скоту».
«10 км пешком за полчаса? Бегом, иначе — штраф».
«Ежедневные штрафы, просто чтобы платить тебе меньше зарплату».
Фотография девушки-курьера с коляской, которая разносила еду вместе с грудным ребенком, тоже наделала много шума. Встал этический вопрос, что правильно? Оградить молодую маму от опасной нагрузки, но лишить заработка или не мешать подрабатывать доступным способом?
Леонид Лимонов, профессор Высшей школы экономики: «Они используют людей, но трудовой кодекс на них не распространяется. Если начинать это жестко регулировать, то это схлопнется, и большое количество этих людей останется без заработка. Будет ли им от этого лучше?»
Мы провели эксперимент. Проведя всего лишь 10 минут возле станции метро «Петроградская», увидели семерых прохожих в характерной униформе. Курьеризация достигла таких размахов, что про желтых человечков стали сочинять шутки и мемы.
Новое явление взялись изучать и блогеры. Петербуржец Виталий Пиганов устроился в доставку, чтобы сделать видеоблог. Получив боевой комплект — куртку и сумку, вышел на улицу, да еще и в самую экстремальную погоду.
В начале эксперимента Виталий выглядел довольным, но скоро на собственном опыте понял, как хитрят работодатели, чтобы не платить лишней копейки.
Уберизация экономики и всего на свете — новый термин, он означает, что все сферы нашей жизни теперь действуют по законам цифры. За бегущим студентом с термосумкой следит трекер, бот назначает очередной заказ. И такой же бездушный менеджер выписывает штраф за опоздание, даже если дистанция не сопоставима с возможностями человеческого организма. И пока по факту смерти петербургского курьера проводится проверка, тысячи других разноцветных человечков разносят по городу еду, не снижая темпа.
Юрий Зинчук, ведущий: «И вот по поводу этого сюжета мы получили ответ от одной из компаний, которые занимаются этим бизнесом. Итак. Цитирую: "Курьеры являются сотрудниками курьерских служб, с которыми сотрудничает сервис. Графики работы своих сотрудников устанавливают сами службы доставки. Курьеры работают согласно графику, который они сами выбирают в мобильном приложении. Сейчас мы работаем над тем, чтобы приложение предупреждало курьера, если он выбирает слишком длинные смены. При этом, в незагруженное время курьеры могут ставить паузы на смене и брать перерывы. Также суммарно несколько часов в день, в зависимости от рабочих часов, курьеры могут передохнуть, ожидая заказ, или пока приготовится блюдо в ресторане".
То есть во всём виноваты службы доставки, которые устанавливают график работы и сами курьеры, которые не отдыхают, пока блюдо готовится в ресторане. Полетели дальше».