Цикл «Классицизм-романтизм» был создан Якобсоном буквально от противного. Недоброжелатели утверждали, что он не умеет обращаться с классикой. А он доказал, что и в этом — на высоте. Канонические формы — па де де, па де труа, па де катр, секстет. Классические линии движений. Выпускник Вагановки и ученик Фокина — еще бы Якобсон не владел основой основ. Однако и здесь его гениальное чутье малой формы. Каждая миниатюра — искрящаяся законченная новелла.
Молодым танцовщикам миниатюры Якобсона передаются по наследству. Время от времени обновляются лишь костюмы и сценография. Второе отделение — «Свадебный кортеж» — одноактный балет, который так и не вышел на сцену при жизни Якобсона. Для советского времени это была ядерная смесь: музыка «формалиста» Шостаковича и новаторская хореография по мотивам раннего, витебского, Шагала. Впрочем, и для наших дней это по-прежнему свежее впечатление. И впервые в истории исполняется под аккомпанемент живых инструментов…
Завершает открытие юбилейного сезона абсолютная премьера. «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского в постановке Дагласа Ли. В России Даглас ставит не в первый раз, и два года назад получил «Золотую маску» в номинации «Лучший хореограф» за постановку с Пермским театром оперы и балета.
ДАГЛАС ЛИ,хореограф: «Как танцовщик я сформировался в труппе Штутгартского балета. И как все в Штутгарте, конечно, вдохновлен хореографией Уильяма Форсайта, Иржи Киллиана, Джона Крэнко… Хотя язык танца универсален. И не так уж важно, где ты осваивал балетное мастерство — в России, в Англии или в Германии — мы все отлично понимаем друг друга, а главное — нас понимают зрители».
Кроме музыки, с постановкой 1910 года для Русских сезонов — ничего общего. Вместо роскошных костюмов Бакста — сумрачный монохром, вместо изящной неоклассики Фокина — сложная ломаная геометрия современной хореографии. «Жар-птица» — балет легендарный. В свое время к нему обращались и Баланчин и Бежар. Так что Даглас Ли продолжает традиции и хореграфов-новаторов, и экспериментального балетного театра, в который его пригласили.