Как используются мастерские Союза художников Санкт-Петербурга, что в них можно делать, что нельзя и какая она — идеальная мастерская? Репортаж Наталии Бандуриной.
Наталья Бандурина, корреспондент: «Достоверно неизвестно, документально не зафиксировано, где именно в Петербурге появилась первая мастерская художника. Но совершенно точно, можно сказать другое — с самого основания города живописцы выходили на натуру. Город строился, картина дополнялась. А поэтому судьба художников неразрывно связана с самим Петербургом».
Анатолий Чистяков — легенда Невского проспекта. На этом петербургском Монмартре его знают все, вот уже 20 лет в любую погоду художник со своими картинами на посту. Если нет покупателей, делает наброски в сторонке. Но в данном случае, это мы попросили нарисовать его идеальную мастерскую — место жительства вдохновения художника.
— Делаем перспективочку определенную, чтобы свет в мастерскую заходил, один большой фонарь, чтобы заполняло мастерскую светом…
И они действительно всегда стремились забраться куда повыше. Поближе к солнцу, а значит к свету. Тогда как скульпторы, по понятным причинам — материалы тяжелые, занимали 1-е этажи. Как говорят сами художники, ад и рай. В одном пахнет красками, в другом — глиной. Если посчитать все мастерские Петербурга, то получится, что на каждую улицу города приходится по одному такому творческому пространству.
Так, для «небожителей», на Московском проспекте, по сути, отстроили целый микрорайон. Под мастерские отдали верхние этажи домов. Они были заложены еще на стадии проекта.
Наталья Бандурина, корреспондент: «Парадный въезд в город. Изначально, вместо так называемых "домов-пластин", планировались высотки по типу сталинских, со шпилем, но в 53-м, от проекта отказались, знаменитое постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве не оставило шансов, а вот мастерские художников, по обе стороны Московского, не тронули».
Чудные, огромные окна притягивают внимание прохожих до сих пор. В одном из таких творческих аквариумов трудится Ашот Хачатрян. Это просторное помещение досталось ему от Союза художников Петербурга много лет назад. Его идеальная мастерская: по нашей просьбе он изображает ее на холсте. Смесь алого и зеленого. Объясняет — так он ощущает себя здесь. А детали ни к чему.
Для него мастерская — это там где можно остаться один на один со своими мыслями, и наоборот — место, где встречаются друзья, и он бы совершенно точно назвал ее своим домом, но в свете последних событий это небезопасно. Художники сейчас словно под прицелом: любые, даже самые незначительные нарушения могут обернуться неприятностями, и даже выселением.
Ашот Хачатрян, художник, член правления союза художников Санкт-Петербурга: «Были у нас случаи, когда художники уезжали и сдавали свои мастерские…»
Это, а еще незаконная коммерческая деятельность, стала причиной судебных разбирательств. Надзорные органы буквально с рулеткой стали ходить по всем мастерским и замерять, сколько места занимает рабочее пространство, а сколько отведено на быт. Оказывается, есть даже норма: мастерской считается то помещение, в котором 75% площади должно занимать творчество.
Это председатель комиссии по надзору за мастерскими. Мы стоим на лестнице уже 20 минут перед закрытой дверью. Владимир Михайлович забыл ключи. Извиняется, говорит, мы народ неорганизованный. Казалось бы, мелочь, а наводит на мысль — вот в чем самая большая проблема творческих людей. Вовремя что-то не оформили, не сдали. В итоге — проблемы.
Владимир Михайлов, председатель комиссии по надзору за мастерскими: «Не должно быть излишков бытовых. Чай можно, а вот шашлык — перебор. Переночевать можно, а вот жить и проживать нельзя».
Напуганные, они срочно начали глобальную инвентаризацию своих помещений, и сейчас, вместо картин, пишут сплошные отчеты о проделанной работе.
Наталья Бандурина, корреспондент: «Наводить порядок начали с тотальной проверки мастерских, организовали рабочую группу. Вот она, сейчас нагрянет к ничего не подозревающему художнику. Эффект неожиданности прежде всего».
Хозяин оказался на месте. И дверь открыл, и все показал. Порядок идеальный. Кисточки вряд, палитра приготовленная для работы.
— А вы не готовились?
— Нет, ну что вы!
— Никогда не видела такой образцово-показательной мастерской.
Станислав Мирошников, член рабочей группы по проверке мастерских: «Мы работаем по Васильевскому острову, много где были уже и хочу сказать, что нарушений не выявлено».
Все, что сейчас происходит с петербургским Союзом художников, Дмитрию Шагину напоминает один случай из далекого прошлого. Советский партийный босс Романов, как-то поздно вечером проезжал по Московскому проспекту в Пулково.
Дмитрий Шагин: «И тут он увидел свет горит, и говорит: не положено! И дал распоряжение, чтоб художники работали только с 8 утра и до 6 вечера».
Самый знаменитый Митёк России, может, поэтому и не состоит в союзе. Считает, что нельзя творческого человека сковывать процентами, нормоднями и прочими выработками. А главное, кто вообще решает, что творчество, а что нет?
— А как понять, что это мастерская? Мне вот сказали, что 75% должны быть заняты творчеством. А кто это решает?
Дмитрий Шагин: «Да, вопрос, конечно, интересный. Если карательным органам захочется сказать, что это не мастерская, а ты художник плохой, то все у них получится. У нас просто срывали картины со стен, и пойди докажи, там 70% или не 70. Захотят выгнать — и выгонят. Мой отец, например. Он рисовал не парадный город, и его за это посадили, он за это отсидел 6 лет в тюрьме».
Дмитрий Шагин заканчивает писать этот портрет идеальной мастерской. Его герой, конечно, в тельняшке, за мольбертом с распахнутыми руками. Стоит перед двумя окнами: за одним ночь, в другом светит солнце.
Не ночь, и не день. В сумерках живут сейчас петербургские художники, и очень ждут рассвета. В срочном порядке меняют устав, приводят в порядок бухгалтерию, ведь если их лишат мастерских, это будет равносильно выселению из самого Петербурга.