Направление — Арктика. Кадры для Атомфлота теперь будут готовить на базе университета имени адмирала Макарова. Это и судовые, и электромеханики.
Так же в учебном заведении специалисты морских профессий смогут переквалифицироваться для работы на новых универсальных атомных ледоколах.
В Петербурге на этой неделе открыли центр морских арктических компетенций. Его сердцем станет учебный тренажер для подготовки экипажей ядерных энергетических установок.
Это первая фотография новой «Арктики» после окраски. Корпус атомохода теперь украшает огромный триколор. Это одна из самых ярких страниц в истории освоения Северного полюса.
По размерам «Арктику» ярус за ярусом сейчас догоняет «Сибирь». А в ноябре уже на «Урал» погрузят два атомных реактора.
Но прежде чем попасть на борт атомных ледоколов серии 2220, экипажу придется пройти спецподготовку. Освоение Арктики теперь начинается с этой комнаты. В онлайн-режиме судно с ядерной силовой установкой отправляется в дальнее плавание к берегам Новой Земли.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент: «Это — центральный пост управления атомного ледокола. Он ничем не отличается от настоящего. Модель позволяет отработать даже те аварийные ситуации, с которыми экипажи в реальной жизни никогда не сталкивались. Например, разрыв трубки компенсатора давления первого контура реактора».
От ядерного реактора до регулятора расхода — на атомном судне около пяти тысяч внештатных ситуаций. Двести из них относятся к категории нестандартных.
Неполадки оборудования одновременно могут устранять пять членов экипажа: операторы, старший механик, инженер радиационной безопасности и электромеханик.
ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛОВ,инструктор центра морских арктических компетенций: «Если какой-то параметр по какой-то причине выходит из строя, все бывает. Утюг тоже выходит из строя. Здесь тоже самое и с насосами или с теплообменными аппаратами. Принцип на атомной технике — принцип резервирования».
Это первый тренажер атомного реактора «Ритм-200». Сейчас им оснащены все ледоколы нового поколения — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Еще один суперледокол «Лидер» пока пришвартован только на бумаге. По проекту на него установят реактор «РИТМ-400».
ЮРИЙ ЦВЕТКОВ,заместитель министра транспорта РФ: «К 2024 году нужно выйти на объем 80 миллионов тонн перевозок. Это потребует строительства новых судов. Для них потребуются новые кадры, строительство новых ледоколов. Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики, понадобятся сверхмощные ледоколы типа «Лидер». Понадобятся новые энергетические установки, потребуются новые кадры и компетенции. В этом центре эти кадры и будут повышать свою квалификацию».
Перед обучением на модели экипаж тренируется за компьютером. Программа дублирует все, что происходит на центральном посту управления.
Инструкторы центра, инженеры и программисты Атомофлота будут готовить экипаж и для универсального ледокола «Арктика». На воду его спустят летом 2019 года.
Путь в Арктику начали прокладывать из Петербурга еще в XIX веке. Из невской акватории начинаются все самые дальние и пока самые успешные плавания атомных ледоколов. Но прежде чем попасть в реальные условия, все экипажи сначала будут проходить через искусственные льды тренажера.