Кронштадт ждут большие перемены. Владимир Путин согласился с идеей по переносу туда всех военно-морских учебных заведений. Как это повлияет на город? Репортаж Максима Облендера.

15 километров дамбы между Петербургом и Котлином. Сегодня, когда мчишься по трассе со скоростью 100 километров в час, с трудом представляешь, что еще в начале 80-х добраться сюда можно было только на пароме и по пропуску. Аккредитации журналисты ждали неделями. А какой он сегодняшний Кронштадт?

Продуваемый ветрами насквозь, кирпичный, каменный. Остров, где все знают друг друга. За 40 лет жизни здесь Кронштадт для Владимира Шатрова, подводника в отставке, стал именно таким.

Владимир Шатров, руководитель Морского музея Кронштадта: «У нас все было связано с флотом. Суббота-воскресенье – город был, как будто выпал снег, выходили моряки в белой форме – и было такое чувство, что снег в городе. Сейчас этого нет».

Говоря о Кронштадте, он перечисляет бывшие достижения: строительство уникальных фортов, первое радио, первый в России водопровод, фрагменты которого до сих пор можно отыскать в городских музеях, или первая подводная видеосъёмка – тоже была сделана здесь.

Но время перезагрузки настало. Кадры, облетевшие весь мир, парад в День военно-морского флота, на который сразу отреагировали страны НАТО. «Великодержавные амбиции Путина на море», «Почему российский флот боеспособнее, чем кажется» – вот заголовки июльских западных таблоидов. И если парад на Красной площади – это демонстрация сил армии и дань истории, то парад в Кронштадте – иллюстрация сегодняшней, главной силы России – военно-морского флота, техники, которая находится в строю прямо сейчас. Открыточный вид маленького города площадью в 19,5 километров, Финский залив, форты – идеальные декорации для этой мощи. Запомните российский флот таким!

Через Кронштадтский Морской завод перед парадом прошли два десятка кораблей. Комплексный осмотр, ремонт. То, что показали по телевизору, не просто красивая картинка, вся техника может в любой момент выйти в боевой поход.

Андрей Юрьев, строитель кораблей: «Загрузка есть, сейчас набираем дополнительно специалистов. С приходом таких судов, как Адмирал Владимирский, набираем новых сотрудников. Загрузка до конца 2019 года она есть».

За два года через эти доки пройдут 120 кораблей, большая часть заказов – от министерства обороны. В том числе, подготовка судов к следующему параду. Приход большого праздника в город – работа для заводов, специалистов и стимул растормошить размеренную жизнь на этих улочках.

Максим Облендер, корреспондент: «Улицы в Кронштадте узкие, дома, как матросы, выстроились в шеренгу на одинаковом расстоянии друг от друга. И на этих домах вы не найдёте иностранных названий. Если продукты, значит, написано "продукты". Поесть по-прежнему предлагают в кулинарии, в которой всё по-старому. Внутри на входе газетный киоск, бетонный пол. Высокие столики и дранники в меню за 23 рубля».

И в этих деталях и есть весь Кронштадт. От маленького пирожка в кулинарии до огромных пришвартованных крейсеров в порту. В деталях, которые надо перебрать и перезагрузить. Как отреставрировали Морской собор, который теперь ежедневно посещают сотни прихожан. Как обновили форт Константин и сделали здесь новый центр притяжения туристов. Как восстанавливают Летний сад, который скоро примет посетителей.

Перезагрузка даже такого маленького города может растянуться на десятилетия: непонятна судьба адмиралтейства, ждёт, пока его приведут в порядок Итальянский дворец, который почему-то покрасили только с одной стороны. Или Петровский док – последний корабль здесь ремонтировали еще в 2006-м, а сейчас за всем здесь следит один человек – сотрудник музея истории Кронштадта.

Максим Облендер, корреспондент: «По эту сторону дока туристов не пускают. Мы первая съёмочная группа, которая побывает внутри ботапорта, который отделяет Петровский док от большой воды».

Эта локация отлично бы подошла для съёмок фильма ужасов. Стоять здесь действительно страшно, думая о том, как тонны воды могут смять эту ржавую громадину. Но надежда есть – на месте Петровского дока может появиться уникальный музей затонувших кораблей, не имеющий аналогов в мире. Огромный купол и находки со дна Балтики под толщей воды – красочный проект уже можно увидеть в интернете. Правда всё упирается в финансирование, но учитывая, то, что проект находится в ведении Российского географического общества, возглавляемого президентом Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу, вопрос, скорее всего, будет решен положительно.

А пока туристам предлагают привычную программу. Посещение собора, просмотр кораблей на набережной, экскурсию по заливу, вокруг фортов. Просмотр зданий, обветшавших за годы бесхозности. Ведь в этом и есть главная ценность прошлого и будущего Кронштадта, его неповторимый шарм.