Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Алексея Германа, нашего замечательного кинорежиссера. Впрочем, к обозначающему профессию слову в его случае можно подобрать множество самых звучных эпитетов.
Говоря емко, он навсегда остался явлением в отечественном кинематографе. Говорить так тем более верно, поскольку в общественном сознании его воплощение — это его фильмы, в каждом из которых предстает разное, неуловимое в чертах, но однозначно узнаваемое — его лицо. Самые яркие черты Германа в самых ярких его фильмах в нашем юбилейном кинообзоре.
Режиссерский дебют — «Седьмой спутник»
Дебютировал Алексей Герман героико-революционным фильмом «Седьмой спутник», в котором сразу появился типично германовский персонаж — одиночка, человек не на своем месте. Несмотря на то, что герой — царский генерал, принявший новую власть и пошедший за нее на смерть, в фильме увидели крамолу и положили на полку.
Актерский дебют — «Рафферти»
Когда Герману, как неблагонадежному, не давали снимать, от депрессии его спасала работа над киносценариями и съемки в фильме «Рафферти» об американских профсоюзах, в котором Герман появился в эпизодической, но очень яркой роли репортера.
Режиссер и сценарист — «Хрусталев, машину!»
В фильме «Хрусталев, машину!» Герман почти воссоздал дом своего детства на Марсовом поле. И главный герой генерал Кленский внешне походил на отца режиссера, известного писателя Юрия Германа. Чтобы декорировать квартиру героя, режиссер привез не только свою мебель, но и гостиную друзей, родителей актрисы Анастасии Мельниковой.
Последний фильм — «Трудно быть богом»
Экранизировать знаменитый роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» режиссер собирался сразу после «Седьмого спутника», в 1969 году. Но случилась Прага. И картина, которая должна была стать откровением Германа о том, что надо оставаться человеком даже в мире, где нет идиллии и не будет, стала его прощанием.