Говорят, что любая профессия – это заговор против непосвященных. Но особый вкус этому высказыванию придают творческие союзы. Зачем бы, спрашивается, создавать объединения художникам, каждый из которых по определению неповторимая творческая индивидуальность.
В перспективе истории, скажем, во времена итальянского Возрождения художники уже создавали союзы, которое мы назвали бы «Плаща и кинжала». Идеи гуманизма еще только входили в моду, а вот красота уже вошла. Если почитать тех лет воспоминания, живописцы эпохи были не слишком разборчивы в средствах: чтобы получить выгодный контракт, конкурентам подсыпали в вино толченые бриллианты, подсылали убийц в масках, подолгу держали в подвалах, требуя выдать тайну тех самых контрастных мазков. Чтобы выжить в таких условиях, художники объединялись, как гангстеры, в союзы. Горечь тех лет прошла, смягчились нравы, но союзы остаются. Скажем, петербургский Союз художников объединяет более 4000 человек. В духовные скрепы современной живописи вглядывалась Дарья Патрина.
Во второй половине 1950-х это здание на Песочной набережной было специально спроектировано и построено под мастерские для художников. Высокие потолки, огромные окна, прекрасный вид. Тогда дом заселили народные и заслуженные Аникушин, Пен Варлен, Петров-Маслаков, здесь же была мастерская Альберта Чаркина.
Постепенно поколения сменяются и в самом Союзе художников, и на Песочной набережной. Освобождающееся пространство занимают молодые. Из 100 мастерских ни одна не пустует. Здесь тихо только потому, что середина июля – время, когда художники уезжают на пленэры.
В обычной квартире писать маслом или работать с гипсом практически невозможно. Мастерская — обязательное условие для творчества. Фонд мастерских Союза художников Санкт-Петербурга – 1200 единиц, а художников в союзе больше 4000. Самому союзу принадлежат только 100 на Песочной набережной. Остальные мастерские художники арендуют у города по льготной ставке.
В прошлом году Союз художников Санкт-Петербурга масштабной выставкой в Манеже отметил 85-летие. Точка отсчета — 1932-й – дата преобразования Всероссийского общества поощрения художеств в знаменитый ЛОССХ — Ленинградское отделение Союза советских художников. Впрочем, история объединения уходит в XIX век. Выставочные залы на Большой Морской достались петербургским художникам в 1877 году. Здесь выставлялись Репин, Коровин, Куинджи, Бенуа, Бакст, Серов, Васнецов — великая художественная история с мощными корнями.
Художника обидеть может каждый. Даже став шуткой, эта фраза не потеряла правды. Не только в России и не только в XX веке художники объединялись. Будь это «Товарищество передвижных художественных выставок», «Мир искусства», «Мост», «Стиль» или «Школа мусорных ведер». Выживать поодиночке всегда и везде было трудно.