Марина Цветаева, Николай Гумилев, поэты, музыканты, художники разного времени обращались к образу Манон Леско. Принято считать, что автор ее истории аббат Прево написал первый психологический роман, в котором люди ведут себя соответственно причудливой оптике внутреннего мира, а не, как тогда полагалось в литературе, ходульным правилам морали.

В то время это вызвало возмущение, хотя XX век убедил всех, что человек хоть и разумный, но абсолютно нелогичный и непоследовательный в своих поступках. Другое дело, что сам Прево все же был наказан: психологическая достоверность его героини обернулась новым романтическим штампом роковой женщины, внезапной и противоречивой. Бледные копии Манон заполнили литературу, но в музыке сама линия, в которой любовь – стихия, прозвучала как нельзя лучше. Все страсти Манон Леско в опере Джакомо Пуччини звучали в Елагиноостровском парке. Впечатлениями поделится Виктор Высоцкий.

Первый же взгляд на декорацию, прижавшуюся к фасаду Елагиноостровского дворца, ясно давал понять: мы попадаем в мир женщины. Изящно перевязанные коробочки, то ли от духов, то ли из-под шляпки, указывали на то, что те, или та, которая через некоторое время выйдет на сцену, культивируют красоту. На сцену же в заглавной партии вышла Манон Леско, героиня романа аббата Прево и оперы Пуччини.

В опере Пуччини, которая была написана через 150 лет после событий, описываемых в романе, Франция XVIII века присутствует поверхностно, главным образом в виде мадригала и менуэта, который исполняют в доме у богатого покровителя Манон Жеронта. Музыка нам говорит о любви Манон Леско и кавалера де Грие, о чувствах в точке накаливания и о финальной драме умирающей в одиночестве героини, видевшей и бриллианты, и тюрьму.

И все же, несмотря на главенство женского взгляда в этой истории, один мужчина руководил становлением музыкального образа спектакля этой замечательной оперы Пуччини — шедевра, который не стал шлягером.

Трудно в пространстве open-air инсценировать произведения, в которых кардинально меняется место действия. Елагин остров оказался прекрасной сценической площадкой для истории Манон Леско, в которой есть и дворец, и пространство.