В Мариинском театре «Затмение», премьера оперы Александра Раскатова о судьбе декабристов. К этой теме композитор обратился после общения с Кристофером Муравьевым-Апостолом, потомком одного из руководителей восстания.

Романтическая история о «Прометеях», распятых за попытку принести людям огонь, не потеряла актуальность по сей день. В ее основе вечное обывательское недоумение: а что, собственно, было нужно этим людям, у которых было все, в те времена, когда практически у всех остальных ничего не было?

Их подвиг души бескорыстный – часть национального мифа о предназначении элиты. Побуждающий призыв для самой элиты или утешительный пример для остального населения? Трудно сказать. Возвращаясь к постановке: сам трагический надлом в судьбе героев композитор постарался выразить в партитуре. Персонажи часто поют в экстремальных, крайних регистрах.

Восстание декабристов было одним из самых богатых исторических источников, из которого в советский период подпитывались деятели литературы и искусства. Поэтому опера Александра Раскатова «Затмение» стала далеко не первым музыкальным обращением к судьбам дворян-революционеров.

Можно подивиться, сколько литературного, эпистолярного, документального материала, в том числе взятого из архивов, стало основой либретто. Такое впечатление, что автор добавил к музыке смесь исторической хроники с политическим трактатом.

Довольно легко обсуждать тексты оперы, но труднее говорить о собственно музыке, в которой есть интонации всех времен и народов.

В опере Раскатова центральные действующие лица – братья Муравьевы-Апостолы. Но кроме них задействованы также Наполеон, Николай I, мать императора Мария Федоровна, Пестель, офицер-садист и многие другие — всего 29 человек.

Композитор демонстрирует впечатляющее мастерство во владении оркестровыми красками, которые калейдоскопически мелькают, как и реплики героев. И если кто-то решит это поставить, то такой режиссер должен обладать очень богатой фантазией, чтобы объединить 19 сцен  от Парижа до Сибири.