Атомную станцию строили 10 лет, ввели в строй в конце прошлого года и до сегодняшнего дня постепенно увеличивали её мощность до проектной величины. Подробности в репортаже Антона Цумана.
70 километров от Петербурга. Первый энергоблок уже второй Ленинградской атомной станции. Спустя 10 лет после начала строительства, он достиг 100% мощности и, по словам главного инженера станции, вывел энергосистему региона на качественно новый уровень. Один только этот энергоблок сможет обеспечить светом половину жилых домов Петербурга. А планируется строительство ещё четырех, которые постепенно заменят энергоблоки ЛАЭС-1. Первый из которых был построен в 1973 году, а всего через 13 лет случилась трагедия, навсегда поменявшая отношение к атомной энергии.
Чернобыльская станция построена по тому же самому проекту, что и первая ленинградская. Но жители Соснового Бора, большинство из которых так или иначе работают в сфере атомной энергетики беспокойства не испытывают. Новые энергоблоки строят по другой технологии. Более совершенной, более производительной, и, самое главное, более безопасной. Многие технологические здания и помещения не имеют выхода на поверхность. Они связаны сетью подземных тоннелей, которые сходятся в одной точке. Точке принятия решений.
Начальник смены Андрей Минаев главный в этом помещении. Именно он в данный момент отвечает за работу реактора. И, проработав 17 лет в атомной отрасли, по своему опыту может сказать — система безопасности здесь настолько продумана, что может справиться с любой, даже самой опасной ситуацией.
Для Соснового Бора ЛАЭС — это не просто источник электроэнергии. Да, АЭС изменила образ жизни этого места. Но это по-прежнему заповедный уголок побережья Финского залива с величественными соснами и уникальными дюнами, где вопреки слухам, никто не спит с дозиметром под подушкой.
Сотрудник службы информации Ленинградской атомной станции и местный краевед Лариса Исаева проводит нам экскурсию по берегу залива. Тут можно найти куски стекла, которое перегружали на берегу ещё во времена Ломоносова. А вот заросли уникальной голубой осоки, растущей здесь ещё с ледникового периода.
Но самый важный вопрос, что будет с энергоблоками ЛАЭС-1, первый из которых в этом году выработал свой ресурс. Их будут постепенно выводить из эксплуатации, но пока нет окончательной ясности, как поступить с самим блоком, и, что важнее, с отработанным топливом.
На экране монитора — компьютерная модель полностью синтетического материала, который удалось получить сотрудникам Кристаллографической лаборатории СПбГУ. В перспективе именно он, по мнению ученых, должен стать самым безопасным способом хранения радиоактивных отходов.
Для того чтобы превратить идею в технологию, потребуется несколько десятков лет. Определенный опыт может предложить Германия, в которой до 2022 года не должно остаться ни одного действующего энергоблока. Но это не значит, что у атомной энергетики нет будущего.
Петербургский филиал технической академии Росатома. Главный зал. В самом разгаре лекция для специалистов, которые на днях отправятся в Венгрию. Строить Атомную станцию Пакш-2. Аналог новой ЛАЭС.
Руководитель филиала Таир Таиров показывает нам гордость академии. Единственный в мире тренажер для пока ещё единственной в мире плавучей атомной станции «Михаил Ломоносов». Все как на настоящем блоке управления. Где под руководством инструктора можно смоделировать любую нештатную ситуацию и способ её решения.
Да, энергия атома сложна в освоении. Да, можно – и даже нужно – развивать альтернативные источники энергии. Но пока мирный атом остается самым перспективным. И строительство ЛАЭС-2, аналоги которой скоро появятся в Венгрии, Египте и соседней Финляндии, тому подтверждение. Мирный атом безопасен. Главное чтобы он находился в ответственных руках.