Где сейчас находится знаменитый маятник Фуко? Сколько корабликов было на шпиле Адмиралтейства? И что стало с оригинальным днищем крейсера «Аврора»? Репортаж Максима Облендера.

Город Белых ночей, город Эрмитажа, город на Неве. Говоря «Петербург», мы представляем огромное число символов. От крошечной корюшки до гигантских мостов. Одни появляются как новый стадион – «летающая тарелка», а другие незаметно уходят и прячутся в самых разных уголках пятимиллионного мегаполиса. Идём искать?

ДНИЩЕ КРЕЙСЕРА «АВРОРА»

– 84-й год. По технологии ремонта верхнюю часть корпуса пришлось в горизонтальной плоскости целиком отделять от нижней и потом, после обновления подводной части, соединять вновь.
– «Аврору» распилили пополам?
– Да. Отпилили старую часть и потом пристроили к ней новую.

Если посчитать детали, треть из них – новодел, рассказывает заведующий реконструкцией «Авроры» Сергей Овсянников. Туристы делают фотографии, не подозревая, что в ветхом альбоме у нас в руках документальные подтверждения, старую Аврору целиком спасти было невозможно.

Сергей Овсянников, ведущий реконструктор крейсера «Аврора»: «Под якорями, полосочка такая, это лист, ниже заклёпочки видны. Так вот это и есть место среза. Чуть выше поднимете глаза – там уже начинается оригинал. Царская «Аврора».

Эти фотографии пятилетней давности – наш ориентир. Огромный кусок «Авроры» хотели превратить в причал в Ленобласти у посёлка Вистино. В итоге не вышло даже волнореза. Стометровый каркас высотой в шесть с половиной метров, по сути, огромная баржа, едва отплыл от берега — перевернулся. Лишь в паре мест — как кости огромного кита выглядывали на поверхность металлические части. Мы искали их полтора часа.

Это всё, что не распилили за 30 лет на сувениры. Корпус, переживший Цусимское сражение, Первую мировую войну и многолетнюю стоянку в центре Петербурга, доживает свои дни у берегов Финского залива.

Максим Облендер, корреспондент: «Конечно, ощущения от увиденного крейсера "Аврора" в центре города на Петровской набережной и от, по сути, ржавого куска металла в акватории залива – они разные. Но всё равно есть ощущение того, что я прикоснулся к чему-то великому и очень символичному. Элементарно, теперь об этом можно рассказать друзьям, а туристам на набережной говорить: "Да что вы там видели? Кто в Вистино не бывал – "Авроры" не видал!"»

МАЯТНИК ФУКО

Символ торжества науки над религией, он как магнит манил к себе ленинградцев и гостей города. В Исаакиевский собор на маятник Фуко по несколько раз приходили смотреть посетители музея.
Сергей Окунев, хранитель фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: «Включаем свет и проходим к тому экспонату, который нас больше всего интересует».

Экспонат – тяжеловес. Бронзовый шар, весом в 50 килограммов. Некогда занимал в соборе центральное место и из Исаакиевского никуда не делся – только из-под купола переехал в подвал, больше напоминающий мастерскую алхимика. Иногда участвует в выставках, но свой последний эксперимент маятник показал в середине 80-х.

Сергей Окунев, хранитель фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: «Экскурсовод первоначально говорил, что земля вращается, и запускал шарик. Место, откуда запускался шарик – там ставился спичечный коробок или деревяшка. И через несколько качаний шарик сдвигался так, что он сбивал этот коробок. И все были счастливы».

Один мах – 16 секунд, на весь эсперимент уходило несколько минут. Сколько раз бронзовый гигант сбил спичечный коробок — никто не сосчитает. 12 апреля в день Космонавтики экспонат отметит своё 87-летие. С уходом антирелигиозной направленности музея — он уступил место под куполом медному голубю. Сегодня собор ассоциируется с колоннадой, росписью, колоколами, но уже никак не с маятником Фуко. 

КОРАБЛИК-ФЛЮГЕР АДМИРАЛТЕЙСТВА

Максим Облендер, корреспондент: «Корабль-флюгер для петербуржца, для ленинградца больше чем символ. Он не просто показывает, откуда ветер дует. Его образ переплетён с историей города. Он изображён на знаке "Жителю блокадного Ленинграда", он украшал эмблему футбольного клуба "Зенит", его печатали на монетах. Но сегодня на шпиле сегодня не оригинальный кораблик, а чтобы увидеть его предшественника не надо далеко ехать – можно прогуляться пешком».

Центральный военно-морской музей. В углу выставочного зала позолоченный двухметровый корабль. Нет даже скромной таблички. Школьники с удивлением разглядывают макет Адмиралтейства, не замечая символ города. На вопрос, какой же по счёту флюгер украшает адмиралтейскую иглу сегодня, третий? Четвёртый? Получаем ответ – пятый! А четвёртый – вот он, у нас над головами.

Елена Дохина, хранитель Центрального Военно-морского музея: 

– Данный флюгер изготовлен архитектором Риглером и находился на шпиле Адмиралтейства с 1846 года по 1886 год.
– Даже написано: возобновлён октября 1 дня архитектором Риглером.
– Это 4-й по счёту, поступил в наш музей в 1886 году.
– А первый кораблик, он выглядел так же? Или по-другому?
– Этого вам, к сожалению, никто не скажет.

Как никто достоверно не скажет, правда ли первый «Петровский» кораблик имел мачты из чистого золота и прятал в себе личный компас императора? Это легенда. Кораблик 1846 года так и останется в музее за инвентарным номером 06, по описи – вес 61 кг, размеры 2 метра на полтора. В подвалах Исакиевского будет лежать самый известный маятник Советского союза, который уже не покажет вращения Земли. Как и на дне залива останется забытым символом невостребованная часть крейсера «Аврора».