После празднования Дня Победы разгорелись споры о том, как нужно отмечать эту особенную дату. Многих шокирует количество детей, наряженных в военную форму, коляски в образе эшелонов и танков. Спустя 73 года после великой победы, 9 мая стало лакмусовой бумажкой, которая определяет, для кого этот день — священная память, а для кого — маскарад. Как взрослые подают своим детям сложную тему войны, рассказывает Евгения Альтфельд.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «И по прошествии нескольких дней социальные сети переполнены фотографиями с празднования 9 мая. Множество снимков детей. Герой этой невиданной фотосессии, по случаю праздника, пока вообще не понимает что к чему. Пеленка защитного цвета, георгиевская лента вместо игрушки и вместо чепчика – вязаная пилотка. Гламурные снимки в стиле Великой Отечественной — стали новым трендом».

Алена Смирнова помогает сыну надевать ремень со звездой. Форму, или наряды, как говорит Алена, на заказ сшили в ателье. На груди — ордена и медали, Алеша тут же делает селфи. Его мама работает в детском саду, говорит, коллеги поддерживают патриотический настрой.
Алена Смирнова, воспитатель детского сада: «У нас постоянно праздники, я часто надеваю форму, пилотку, потом выкладываю в инстаграм, они не говорят ничего, но уважают за это, я думаю».

Наряжать младенцев в гимнастерки, делать коляски в виде танков стало модно, хотя само это слово не применимо к теме победы. О чем и спорят на интернет-форумах. Вот что пишет внучка ветерана и жена военного:

«Когда в День Победы наряжают детей в форму как на маскарад, я против. Мне знакома честь мундира и понятие "чтобы надеть форму, надо её заслужить". По-честному скажу, напечатала садиковские фотки дочки в форме. Но бабуле своей не покажу, она против. Говорит, ей приятней смотреть на деток в нарядных одеждах».

Другие считают — форма помогает лучше прочувствовать праздник. Ведь что такое война, нынешние дошкольники, к счастью, представляют с трудом.

Алексей Смирнов: «На нашу страну напали немцы. Это плохие люди. Там они воюют, дерутся, убивают».

Аоена Смирнова: «Дети, когда на них надеваешь форму, они сильно меняются. Даже самые хулиганистые серьезными становятся. Дети сейчас другие стали, они умнее нас и быстрее развиваются, и чем раньше они все впитают, тем больше качеств они в себе могут воспитать».

Урок патриотизма в детском саду. На игровом поле раскинулась Европа, по которой шествуют оловянные армии противников. От начала войны до победы проходит около 30 минут.
Что именно рассказывать детям о войне, каждый воспитатель решает сам, регламента нет. Тема сложная, поэтому в некоторых петербургских садах для родителей даже делают специальные объявления — мы не рассказываем малышам об ужасах войны, мы воспеваем отвагу.

Людмила Чистякова, инструктор по физической культуре детского сада № 16: «Мы рассказываем детям то, что считаем нужным. То, что написано в старых советских книгах о войне, я больше ориентируюсь на них. Мы стараемся не включать никакие страшилки, я старалась наглядно объяснить, как велика и сильна наша страна».

Учитель года Илья Демаков пригласил на свой урок ветерана войны. После 9 класса он пошел на фронт добровольцем, был лишь на пару лет старше этих ребят, когда началась война. Всего он им не расскажет, хотя о некоторых событиях нынешним детям нужно знать:

– Дети очень помогали, особенно в развездке, они проносили такие сведения войскам, которые взрослые не могли. Потому что немцы на них не обращали внимания. А потом пронюхали что это такое и стали детей уничтожать.

Алена Галярка: «Когда ты это слышишь, ты понимаешь, что человек смог это все преодолеть, когда читаешь в книжках, ты не испытываешь этой боли».

Илья Демаков, учитель года: «Это лучший способ воспитания патриотизма, когда мы говорим об уважении к живому человеку, мы сами выросли в том обществе и в той школе, которая уделяла большое внимание войне и нам хочется, чтобы этот мостик между поколениями перекидывался и дальше».

Советские дети играли в войнушку и слушали рассказы своих родных. Нынешних школьников от тех событий отделяют уже два поколения. Ветеранов с каждым годом все меньше. Вместо них в школах и садах появляются современные военные. Рассказ очевидцев заменяет фотосессия с автоматом. Некоторые попытки патриотического воспитания и вовсе вызывают возмущение. Как случай в Екатеринбурге, когда школьниц в гольфах заставили репетировать парад по колено в сугробах.

В Петербургском большом театре кукол 9 мая отметили особенным спектаклем. Это постановка по рассказу Андрея Платонова о дедушке Тишке, который один остался в своей деревне, чтобы защитить ее от немцев. Возрастная категория спектакля 6+, но режиссер не боится напугать своих зрителей. 

Одним детям в 5, 7 или 10 лет пришлось пережить ужасы войны. Другим, спустя 70 лет, нужно попытаться осознать эту историю. 

Как рассказывать современным детям о войне — предмет нескончаемых споров. Кто оказался прав, станет понятно, когда вырастут нынешние школьники. По их поступкам и тому, как далекие от событий Великой Отечественной войны люди, будут отмечать 9 мая.