Репортаж Антона Цумана про субмарину, танк и самолёт, которые удалось найти на местах боёв прошедшей войны.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, конечно же, был 9 мая ещё и совершенно уникальный парад. Но помимо военно-технической составляющей я бы особо отметил один из самых красочных эпизодов этого парада. Я имею в виду так называемый танец с карабинами. Этот своеобразный танец исполняют бойцы 165-й отдельной стрелковой роты почетного караула. Это подразделение, которое встречает президентов, королей, участвует в торжественных церемониях. Этот номер очень петербургский с учётом того, что мы культурная столица. Наполнить творчеством и культурой мы можем даже такое исключительно военное мероприятие, как парад.

Вот посмотрите, как готовились и тренировались бойцы. И как они выступили уже перед зрителями. Это нельзя описать. Потому что это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А теперь давайте продолжим тему, как сохранять память о войне. О битве за нашу страну, за Ленинград. Битве которая ожесточённо велась на земле, на воде, под водой и в воздухе. И до сих пор поисковики обнаруживают следы этого подвига. Танки, самолёты, субмарины, которые так и не вернулись с боевого задания. И возвращаются только сейчас. Антон Цуман прошел по местам бывших боёв».

Финский залив, район острова Готланд. Наша группа идет уже 10 часов на корабле от Кронштадта. Туда, где на дне лежит один из осколков войны — советская подлодка Щ-317, которую искали несколько десятков лет. И вот, наконец, нашли.

Подлодки серии Щ на флоте называли «щуками». И это им подходило. На их счету 35 процентов от всех побед советских подводников. Из 44 воевавших субмарин этого типа домой вернулись лишь 13. И подлодка Щ-317 в это число не вошла.

317-я щука возвращалась из успешного боевого похода привычным для себя маршрутом. Её уже ждали на острове Мощный, где находилась база. Но там её так и не дождались. Буквально в нескольких милях от острова большой Тютерс она затонула на глубине 78 метров. А с ней и весь экипаж.

На кадрах подводной съемки сделанной водолазами экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» видно и саму лодку, зарывшуюся в грунт и её отличительную заниженную рубку. Окончательно ясно — это действительно 317-я. И уже нет сомнений в том, как она погибла.

В присутствии родственников членов экипажа водолазы торжественно закрепляют мемориальную табличку. На которой 41 фамилия. Среди них – двоюродный дедушка Евгении Айрапетян – старший моторист 317-й Макар Давыдов, судьбу которого его семья пыталась выяснить долгие годы.

Теперь погибшая подлодка стала ещё одним воинским захоронением в водах Балтики.

Несколько месяцев назад к этим кадрам было приковано внимание многих военных историков. Со дна Баренцева моря осторожно достают затонувшие вместе с транспортным судном американские танки М4, предназначавшиеся для советских войск. Один из которых попал на реставрацию к специалистам Западного военного округа. Теперь этот танк стоит здесь, на Дворцовой площади как ещё один из зрителей парада.

Советские танкисты называли его Эмча, ценили за хороший обзор и управление. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено 4 тысячи машин, большинство из которых было потеряно, так что этот восстановленный танк — поистине редкий экземпляр. И пусть поставить его на ход специалистам только предстоит, у посетителей он всё равно пользуется популярностью. Несмотря на иностранное происхождение.

Петербургское шоссе, здесь полным ходом идет стройка. А несколько дней назад здесь совершенно случайно обнаружили ещё один осколок войны.

Поисковик Виктор Соболев тщательно отмывает от глины вывезенные с места крушения обломки. Видно, как проступает серийный номер. Ещё одно подтверждение, что это тот самый МИГ-3 пятого истребительного авиаполка, который не вернулся с боевого задания в сентябре 41-го. Как и время гибели, навечно застывшее на циферблате бортовых часов.

Третьи МиГи благодаря своим летным характеристикам успешно защищали Ленинград от вражеских бомбардировщиков. Большинство машин этого типа погибли вместе со своими пилотами. И уже через 4 дня после находки судьбе одного из них — младшего лейтенанта Василия Бухтеева — посвящен целый стенд на праздничной выставке Ленрезерва. И такой подход, по словам её кураторов, может дать подобным находкам новую жизнь.

Эти три истории — лишь малая часть из всех «осколков войны», найденных в последнее время. И ещё немало таких же предстоит найти. На дне Финского залива до сих пор остаются 8 подлодок, ещё десятки самолетов лежат в лесах под Петербургом. И каждый из них ждет шанса рассказать свою частичку истории Великой Победы. А нам лишь нужно отыскать её и услышать.