Петербург, как и вся Россия, живет под санкциями уже 4 года. Три волны мы уже пережили и теперь ожидаем отложенную четвертую. И чтобы понять, что мы потеряли, что приобрели и чего нам ожидать, отправляемся на миниэкскурсию. Репортаж Антона Цумана.

ГЛАВА 1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Самым громким событием за весь период санкций стало закрытие завода американской компании General Motors в 2015. Официально – из-за падения спроса на иностранные автомобили, вызванного валютным скачком. Единственным американским автозаводом в Петербурге остался Форд. За 4 года количество рабочих мест на предприятии, по оценкам экспертов, сократилось почти вдвое — до тысячи. И на вопрос, чего ожидать тысяче специалистов, компания предпочитает хранить молчание.

В целом петербургская промышленность за время санкций потеряла только в западных партнерах. На Востоке – наоборот, приобрела единомышленников. И значительную помощь в этом оказал специально созданный три года назад Центр импортозамещения.

ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ

Разумеется, любой бизнес невозможен без развитой банковской системы. И на западе в качестве санкции рассматривают отключение России от системы SWIFT. Такую исключительную меру применяли только к Ирану в 2012 году. Весомый повод обеспокоиться состоянием средств на вашем счете.

Но в долгосрочной перспективе может серьезно пострадать международный бизнес. Причем по всему миру. Поэтому эксперты называют отключение России от SWIFT экономической атомной бомбой. Запустить которую вряд ли кто-либо решится.

ГЛАВА 3. ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Вот проект закона, опубликованного на сайте Государственной Думы об ответных мерах на американские санкции. Среди пунктов – запрет или ограничение ввоза на территорию страны любых товаров произведенных в США. По статистике только в сфере электроники около 20% рынка занимают американские бренды.

По оценкам экспертов, больше всех пострадают любители здорового образа жизни и спортсмены. Это один из многочисленных петербургских магазинов спортивного питания. На трети всего ассортимента красуется MADE IN USA. И чем же тогда здесь будут торговать, если закон вступит в силу?

ГЛАВА 4. ЛЕКАРСТВА

Пройдемся по аптекам Петербурга, подберем лекарства от весенней простуды. На полках — замечаем в основном западные бренды. Пункт 15 законопроекта запрещает ввоз лекарственных препаратов американских фармкомпаний. Их на российском рынке — шесть, и у каждой несколько десятков наименований продукции. Но, по мнению петербургских производителей лекарств, заполнить освободившуюся нишу будет непросто.

Разработать аналоги можно. Но это потребует значительного вложения денег и гораздо более ценного ресурса — времени. Которого у тех, кто страдает от редких заболеваний, порой и вовсе нет. Поэтому в Совете Федераций уже прозвучал призыв не рубить сплеча. И серьезно доработать документ.

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА

Западных артистов санкции не коснулись. Но это не значит, что артисты наших петербургских театров смогут так же легко выехать на гастроли в западные страны. Правда, в театре Ленсовета, у которого всегда напряженный гастрольный график, нас поспешили успокоить. И можно сделать вывод, что санкции не столько изменили жизнь Петербурга, сколько повлияли на нее. Где-то больше, где-то меньше. И от новых мер Минфина США тоже многого не ждут. Ведь за 4 года санкций стало ясно. Дело не в них самих. А в том, как мы к ним относимся.