Юрий Зинчук, ведущий: «Ну а теперь ближе к концу эфира давайте поговорим с мудрым и интересным собеседником. Тем более повод для этого есть самый подходящий. Дело в том, что на днях Президент Владимир Путин в Кремле вручил награды за выдающиеся достижения в области культуры. И среди награждённых был наш петербуржец Владимир Эмануилович Рецептер. Уникальный человек. Который является живым воплощением того, что в русском языке обозначено словом "подвижник". Четверть века он возглавляет Пушкинский театральный центр на Фонтанке, 41. А до этого тоже почти четверть века он был актёром БДТ. Причём того БДТ, который называли золотым веком эпохи Товстоногова. Когда я брал интервью, Владимир Эмануилович поразил нас удивительной фразой – у каждого из нас должен быть свой Пушкин. И каждый должен всю жизнь искать этого своего Пушкина. Как истину, как смысл, как ответ на вопрос – зачем надо жить, любить, творить. Вот послушайте этого мудрого человека».
– Позвольте мне искренне вас поздравить с этой заслуженной наградой. Что она для вас значит?
Владимир Рецептер, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге: «Четыре или пять лет тому назад появляется поручение президента Российской Федерации о постоянно действующем проекте по созданию и показу спектаклей по произведениям Пушкина и русской литературной классики. Если я не ошибаюсь, это 2014 год».
– Власть современной России обращает свой взор, своё внимание к Пушкину. Почему это было сделано?
– После вручения премии мне удалось ещё раз поговорить с Владимиром Владимировичем. Одну фразу он произнёс: «Я не думал, что это так». О чем шла речь – именно о том, что в драматическом театре, в отличие от оперного, недостаточно Пушкина. Островского много. Очень много Чехова, и слава богу. Но сравнить по масштабам занятости, по масштабам занятости актёров и самого русского драматического театра, Пушкина с Чеховым невозможно.
В 25-м году был написан Борис Годунов. И он, затевая всю эту историю, думал о том, как изменить театр, как изменить способ существования актёров, как изменить зрителя. Это был громадный перестроечный проект. И для того, чтобы простому человеку догнать эту мысль, освоить её, присвоить её, передать её зрителю – для этого требуется системная большая работа.
Пушкиным на сцене я начал заниматься ещё в БДТ. Там, где я провёл 25 лет. При Георгии Александровиче Товстоногове я начал ставить «Русалку», «Сцены из рыцарских времён», мне удалось найти смысл именно тех окончаний, которые есть у Александра Сергеевича. У нас 11 пушкинских спектаклей. 4 апреля была премьера «Барышни Крестьянки». 11-й пушкинский спектакль. Поэтому мы смело говорим о том, что это театр не имени Пушкина, а именно Пушкина. Мы ставим гораздо больше, чем есть в академическом томе драматургии. Сейчас мы будем издавать такого рода двухтомник, где всё, что мы поставили, мы представим именно как драматургию.
Поскольку я очень люблю футбол, я собираю их перед спектаклем, даю установку на сегодняшний спектакль, тренерскую установку. Спектакли должны быть интересны исполнителям. И тогда зритель присутствует при сегодняшнем чуде.
– Публика тянется за тем, что модно, за тем, что является такой театральной попсой. Почему она идёт к вам – на академического Пушкина? Что они там ищут?
– Теоретизировать сейчас насчёт того, что происходит, нецелесообразно. Целесообразно заниматься своим делом.
– То есть происходит – и происходит?
– Понимаете в чём дело, ставить вопросы о сегодняшнем дне – нелепо. Замечательный русский поэт Коржавин написал «… ни к чему полуночные бдения, и мечты, что очнёшься в каком-нибудь веке другом…».
– Насколько это современно, насколько это актуально для зрителя?
– Я думаю, он ищет не только современность буквальную. Он ищет то, что он любит. А любит он, когда актёр полностью погружён в обстоятельства. Когда он делает из своими. Вяземский сказал: «Занятие театром есть род запоя». Пушкин сказал: «Драматическое искусство требует перемен, обязательных перемен». Это великая простота. Великий здравый смысл. Великая человечность. Он в 37 лет создал такие смыслы и богатства, осваивать которые предстоит долго.
– Интернет, который является одной из важнейших составляющих в жизни современной молодёжи и детей. Как вы думаете, могут технологии 21 века выхолащивать смыслы Пушкина, о которых мы говорим?
– У Пушкина есть «Сцены из рыцарских времён», где появляется монах Бертольд. Тот самый Бертольд Шварц, который изобрёл порох. Как можно пользоваться порохом? Взрывать? Или строить. Он об этом думал тоже.
– Сейчас современная Россия, Россия, которая находится в непростых условиях, какой главный урок мы можем извлечь из произведений Пушкина?
– Когда я слышу текст, в этот момент приходят от Александра Сергеевича какие-то открытия. Ваш вопрос, возможно, поживёт во мне недели 2-3, возможно у меня будет ответ. Но делать вид, что я его знаю, нет.
– Каждый должен учить своего Пушкина…
– Не должен. Он может. Он имеет возможность. А пользуется он ей или нет – это от него зависит.
– Ваше любимое стихотворение Пушкина?
– «Я скоро весь умру. Но, тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, и, долго слушая, скажите: это он; вот речь его. А я, забыв могильный сон, взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь, и вашими слезами упьюсь… и, может быть, утешен буду я Любовью…»
– «… и сяду между вами». Вот он действительно между нами сидит.
– Возможно. Иногда он ходит по Фонтанке. В Коломну по той стороне, а к Невскому – по нашей. Только надо поглубже высунуться из окна.