Застройка береговой линии Финского залива жильём бизнес-класса вышла на новый уровень. Если раньше сюда петербуржцы приезжали отдыхать на пляже, то теперь в буквальном смысле в дюны как к себе домой. Апарт-отели, где можно жить круглый год, предлагают приобрести за круглые суммы. Один комплекс почти готов на месте пансионата «Дюны», другой начинают строить посреди санатория «Сестрорецкий курорт». Строительство законно – отели и санатории строить в охраняемой зоне можно. Но чем отличается отель, где номера продают в собственность, от обычной квартиры? Кто лишает Петербург курортной зоны? И как будет выглядеть берег залива через несколько лет? Репортаж Максима Облендера.
Закрытая территория, своя парковка, все плюсы загородного жилья. Формально апарт-отель, жилые дома строить в заповеднике запрещено. По факту – комплекс с квартирами с видом на залив.
4 миллиона рублей за 40 квадратов – говорит консультант офиса продаж. Подвох в том, что в отеле вам никто не разрешит прописаться. Зато эта лазейка позволяет законно возводить жильё где угодно и зарабатывать миллиарды. Общая площадь застройки «Светлого мира» – 18 тысяч квадратных метров – два стадиона «Санкт-Петербург» на месте бывшего санатория «Дюны».
Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной экологии и морской геологии Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. Карпинского: «Эти высокие сестрорецкие дюны в 19 веке – они не были покрыты растительностью, они двигались, засыпали здания. Сейчас они зафиксированы растительностью – любое нарушение растительного покрова – оно очень болезненно».
Облик береговой линии курорта формировался тысячелетиями, рассказывает геолог Дарья Рябчук. Если в аналогичном заповеднике — Куршской косе в Калининграде по песку ходят, наступая на деревянные мостики, у нас тут же строят рестораны и отели. В ближайшие сто лет мы рискуем лишиться 60-ти метров пляжа из-за экологии – зимы стали теплее. А тут ещё и стройка.
Дарья Рябчук, заведующий отделом региональной экологии и морской геологии Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. Карпинского: «Нужно конечно контролировать застройку берегов, никакое строительство в зоне пляжа до авандюны, оно категорически невозможно. Это опасно и для сооружений и для берега».
По соседству уже через пару лет появятся ещё одни «элитки». В проект «Русские сезоны» вложено — более полутора миллиардов рублей. Почти половина территории «Сестрорецкого курорта» за строительным забором с красивыми картинками — счастливые семьи на фоне своих «золотых» лаундж-студий. Корпуса санатория якобы реконструируют, на деле же исторические здания снесли. Всё для того, чтобы привлечь на курорт богатую молодёжь. Которой может не понравиться соседство с отдыхающими пенсионерами. О последних заботятся уже сейчас – из-за забора доносятся бодрящие жужжания пилы и шум экскаваторов.
Кто даёт разрешения на строительство? Что важнее вековые леса или каменные джунгли? Как обогатиться, используя лазейки в законодательстве? Мы напрямую задали эти вопросы человеку, причастному к стройке – Эдуарду Тиктинскому, собственнику холдинга.
Эдуард Тиктинский, собственник инвестиционно-строительного холдинга: «Можно узнать, кто вам дал мой телефон? Я никогда не комментирую журналистам ничего по мобильному телефону. Нет такой процедуры в компании».
Приём в холдинге ведут по записи, предварительно согласовав все вопросы и подготовив ответы. Впрочем, они известны. Депутат Борис Вишневский обращался и в профильные комитеты, и в прокуратуру. Стройка согласована в КГА и «Стройнадзоре». Проекты внесены в генплан. Если на территории комплекса, помимо апартаментов есть бассейн или спортзал, вероятность провести стройку под видом санатория вырастает в разы.
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Приходят отписки. Смысл такой: да, наверное, что-то не так. Но вот когда они построят, когда выяснится, что это не санаторно-курортные учреждения, вот тогда будем реагировать. Я просил отменить разрешение на строительство. Я просил прокурора обратиться в суд для отмены разрешения на строительство. Приходит бумажка: не усматривается основания для прокурорского реагирования, поскольку строительство незакончено».
Активисты обивают пороги местной администрации. Мы тоже приехали на встречу с заместителем главного архитектора Санкт-Петербурга. Но нам в съёмке отказали.
Выяснилось, что сниматься не хочет сам чиновник. Впрочем, помочь градозащитникам он тоже ничем не смог. Житель района Сергей Швец поделился итогами встречи.
Сергей Швец, житель Курортного района: «Застройка происходит в соответствии с утвержденным проектом. Земли относятся к рекреационным. По проекту так оно и есть. Порекомендовали обратиться в суд, что мы и сделаем».
Местные жители убеждены: ещё пять-десять лет – и от Курортного района в привычном понимании – с золотыми пляжами, дюнами, лесами – не останется ничего. Пока закон позволяет строить жильё, под видом апартаментов, или продавать исторические дачи в частные руки.
Высокий забор скрывает уникальный памятник архитектуры — дачу Мюзера. Ещё 20 лет назад здесь работал ЗАГС, рассказывает краевед Александр Браво.
Александр Браво, депутат Зеленогорского совета депутатов, краевед: «Вот дача Мюзера. 6-7 лет назад её передали с обременением. Так и стоит. На двери замок».
Новый собственник решил подождать, пока время возьмёт своё. В дальнейшем здесь наверняка появится очередной коттедж. Как и на месте дома Людомира Змигродского, или бывших яслей на улице Андреева. На месте невостребованных пансионатов. Наши запросы в комитет по градостроительству и архитектуре остались без ответа. Да, всё честно: закон позволяет строить апартаменты, а в санатории действительно дороже отдохнуть, чем в Турции. Но если так и пойдёт, через несколько лет Курортный район курортным останется только в своём названии.