Умный город, город будущего. Об этой технологии говорят много и часто, приводя в пример города Китая, Японии и Западной Европы. Информационность, инновационность и безопасность – теперь эта технология получит воплощение здесь, в Петербурге. Репортаж Антона Цумана.

В руках замруководителя проектного офиса «Умный Петербург» Анатолия Котова рабочий документ — перечень приоритетных отраслей для использования технологий умного города. И одна из них выделена отдельным пунктом. БЕЗОПАСНОСТЬ.

В городе уже есть множество элементов умного города — тысячи камер городского видеонаблюдения, системы контроля городского трафика, онлайн-доступ к государственным услугам. Осталось лишь объединить их в одно целое.

Анатолий Котов: «В этом контексте мы как раз стоим на пути заключения договора с ведущими компаниями об объединении и создании консорциума, который бы позволил бы создать единую общегородскую платформу данных, которая бы позволила на этой платформе создавать бесконечное количество сервисов».

На данный момент в мире насчитывается около 500 городов, имеющих в той или иной степени элементы «смарт-сити». В лидерах — Копенгаген, Сингапур и Стокгольм. Петербург пока занимает лишь 88 строчку в экспертном рейтинге. Но только пока.

Получается, умный город — это организм. А информация — его кровь. Такая модель позволит выбрать не только правильный путь развития, но и правильные пути эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций. Специалист по BIG DATA Ксения Мухина показывает нам один из примеров. Программу прогнозирования дорожного движения на Васильевском острове.

Ксения Мухина: «Смотрите — это мультиагентные модели, здесь каждая машинка рассматривается как отдельный объект, и это сделано на основе данных траффика с "Яндекс Пробок", данных о плотности населения, ну а также статистических данных о количестве автомобилей».

От энергопотребления каждого дома до состояния здоровья каждого жителя. Всё будет учтено, обработано и оформлено в прогноз. И протестируют эту концепцию в Кронштадте. Пока самый заметный элемент здесь — экологически чистые автобусы. Но с развитием концепции скоро можно будет обнаружить ещё один.

Беспилотные автомобили. В лаборатории алгоритмов мобильных роботов для обкатки таких технологических решений создали целый мини-полигон. Как в Массачусетском технологическом институте. По словам руководителя лаборатории Кирилла Кринкина, без автономных беспилотников умный город представить сложно. Но для этого придется решить ещё немало задач.

В июле 2016-го в США автомобиль под управлением автопилота попал в смертельное ДТП. А буквально на прошлой неделе беспилотное такси компании "Uber" насмерть сбило велосипедистку. Спор о том, можно ли доверить безопасность человека роботу, разгорается с новой силой. Но урбанисты сходятся во мнении — «ум» города – это не технологии, а психология.

«Умный город» – это не только город инноваций, а город, в котором хочется жить. Где удобно и, главное, безопасно. И растущее год от года население Петербурга только подтверждает это правило. Петербург уже умный город с момента своего создания. А технологии лишь помогут ему стать ещё умнее.