Вспомнить главного модника русской литературы — Александра Сергеевича Пушкина — есть сегодня и другой повод. 185 лет назад из печати вышло первое полное издание романа в стихах «Евгений Онегин». А еще 45 лет спустя другое «наше все» — Петр Ильич Чайковский — завершил написание одноименной оперы.
В тот момент Чайковский считал, что опера у него получилась несценичной, бесхитростной по содержанию, прочил ей провал. Оказался неправ. Опера «Евгений Онегин» не сходит с мировых театральных сцен.
Михайловский театр, Санкт-Петербург
«Энциклопедия русской жизни» на сцене Михайловского театра превратилась в экскурсию по миру подсознательного и бессознательного пушкинских героев. Черно-белая гамма, карлики, обугленные листья, лед, молоко — режиссер Андрий Жолдак наполнил оперу визуальными деталями. Шокировал публику намеренно, назвав своего «Онегина» тестом культурному Петербургу.
Гессенский государственный театр, Висбаден
Деревянные санки, оловянный умывальник, как у бабушки на даче, грубые шинели, ботинки и летящие юбки — постановка Василия Бархатова напротив не фантасмагорична, а материальна. Рожденные в СССР быт такого Онегина узнали безошибочно. А немецкая публика увидела в нем атмосферность, трогательность и простор для интерпретаций.
«Метрополитен-опера», Нью-Йорк
Со сцены Мet «Евгений Онегин» не сходит с 1920-х годов. За без малого сто лет рискованных экспериментов Нью-Йорк не видел. Зрителей берут большим стилем и неизменной звездностью состава. В середине нулевых это были Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Теперь Анна Нетребко и Петер Маттеи. Красивая, старательная и немного лубочная, даже по мнению американских критиков, постановка.
Королевский оперный театр, Лондон
В Ковент-Гардене попытались вернуться к «Онегину», каким его представлял себе сам Чайковский — интимной драмой без показательной оперности. Она не нуждается в дополнительных трактовках, история об утраченном прошлом близка любому, уверен постановщик Каспер Холтен. Он позволил себе одну вольность: дублировал Татьяну и Онегина балетной парой, символом их ушедшей молодости.