«Удиви себя, чтобы удивить других» — такой совет давал хореограф героине Натали Портман в фильме «Чёрный лебедь». Ведь чтобы достичь совершенства нужен не только самоконтроль, но и умение вовремя себя отпустить.
Это прекрасно знают автор и герои работ, которые сейчас можно увидеть в музее «Эрарта». Там открылась выставка голландского фотохудожника Эрвина Олафа. Он пытается понять и гармонию, и пустоту. Его проекты о погибших членах королевских семей, жертвах большой моды, посетителях туалетов амстердамских ночных клубов — всегда провокации. Стал ли исключением его нынешний балетный фотопроект, узнал Виктор Высоцкий.
Эрвин Олаф снимает Национальный балет Нидерландов не одно десятилетие. Самая ранняя работа на выставке – портрет Ханса ван Маннена, основателя этого знаменитого коллектива, относится к 80-м годам прошлого века. Олаф, не отметившийся особой привязанностью к балету вообще, любит только этот ансамбль. Любит и фотографирует.
Эпизодов спектаклей мы здесь не найдем. Все фотографии постановочные, точно фотограф сам в момент съемки становится хореографом.
Эту выставку можно было бы назвать «Балет как повод». Этот повод позволяет художнику работать с артистами как с материалом, создавая собственные фантазии. Вот ассоциативная композиция, где поза рифмуется с геометрической фигурой, вот балетный гибрид о двух головах, вот групповой портрет, вот своего рода портрет части тела, представляющий солиста и его боль. Бродит мысль, что артисты танца особенно интересны фотографу вне танца.
В работах Эрвина Олафа видится попытка объединить внешний глянец с психологизмом. И если зритель, например, не очень хочет знать, как переживает артист, и что чувствует его тело, то чистое созерцание последнего его вполне удовлетворит.